Как известно, одним из самых больших грехов большевиков, пришедших к власти в России в 1917 году, ныне считается насаждение государственного атеизма и гонения, которым была подвергнута православная церковь. Отрицать тот факт, что отношения между священниками и представителями новой власти были, мягко говоря, враждебными, бессмысленно. Впрочем, далеко не все, что сегодня выдается за доказательства антирелигиозной кампании большевиков, является правдой.
Монумент за 30 серебренников
Например, за историческую правду выдаются рассказы о том, что в 1918-1921 годах в Советской России устанавливались памятники Иуде Искариоту, донос которого отправил Иисуса Христа на крестные муки.
Утверждается, что боровшиеся с влиянием церкви большевики приняли решение увековечить Иуду «как первого революционера в истории».
Миф о памятнике в последние годы получил настолько широкое распространение, что даже некоторые федеральные телеканалы сняли передачи, посвященные поискам следов «монумента Иуде».
Самой подробной и опирающейся на определенные факты является история об установке памятника Иуде Искариоту в 1918 году в городе Свияжске.
Этот памятник был якобы открыт в городе 11-12 августа 1918 года при непосредственном участии председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, а также участников агитпоезда, на котором, собственно, и был доставлен монумент к месту установки. Среди участников агитпоезда упоминаются поэт Демьян Бедный и драматург Всеволод Вишневский.
Памятник якобы простоял недолго и впоследствии, без помпы и шума, был заменен на бюст Ленина.
Вот, собственно, и вся история. История, в которую сегодня многие охотно верят, особенно с учетом действительно имевшей место в после революционные годы масштабной антирелигиозной пропаганды.
Но был ли на самом деле памятник предателю Христа?
Начнем с того, что исследователи не нашли ни в одном советском архиве ни единого упоминания как об установке памятника, так и о его демонтаже. Более того, ни один из участников установки – ни Троцкий, ни Вишневский, ни Демьян Бедный – никогда и нигде не упоминали о данном факте.
Хотя, казалось бы, чего стесняться атеистам? Бедному пеняют на антирелигиозную поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», где он якобы возвеличивает Иуду, однако поэма не имеет никакого отношения к установке памятника.
Сказочник из Дании
В качестве главного доказательства существования монумента Иуде в Свияжске приводят книгу «Красный Сад» датского дипломата Хеннинга Келлера, который в 1917-1920 годах работал в России. Келлер посвящает открытию памятника целую главу, описывая целый ряд подробностей этого события.
Споры о том, мог ли Келлер действительно находиться в Свияжске в августе 1918 года, среди историков не утихают по сей день. Но даже если представить, что дипломат действительно был в Свияжске, описание событий, данное им, вызывает немало сомнений.
Начнем с того, что Свияжск в книге Келлера отчего-то именуется Свиягородом. Кроме того, дипломат дает довольно путанное описания своего путешествия в Свияжск, а также самого населенного пункта. Дальше - больше. Памятник, по словам Келлера, открывал некий «красный еврей», имя которого он не запомнил. Сложно представить, что дипломат не знал имени на тот момент второго лица в Советской России – Льва Троцкого. «Еврей» оказывается одет в стальной шлем с красной семиконечной (!!!) звездой и ведет себя, как сумасшедший. Открытие памятника сопровождается орудийным салютом и массовым поцелуем в губы, который, по словам датчанина, передается по цепочке от одного участника события другому.
Уже этого описания достаточно, чтобы заподозрить самого господина Келлера в неадекватности. Впрочем, вся его книга «Красный Сад», опубликованная в 1922 году на Западе, полна подобных «достоверностей» - тут вам и русские, постоянно играющие на балалайках, и бывшая танцовщица, ставшая пулеметчицей, и гениальные находчивые австрийские пленные, интеллектом, умениями и духовной выстой превосходящие «русских варваров». Словом, «Красный Сад» - это художественная литература на потребу западный стереотипам о «дикой России», которую шустрый датский дипломат сочинил, чтобы подзаработать.
Интересно, что много позднее, в 1943 году, сам Келлер признавался, что «воспоминания художественно обработаны, сгущены и усилены. В каждом из них много полученного из опыта, но они должны восприниматься как произведение искусства».
Как комбриг стал Иудой
Остальные сообщения об установке памятника Иуде принадлежат белоэмигрантской прессе и чаще всего являются переложением истории Келлера.
К этому разряду относится и книга писателя-эмигранта Вараксина «Дорогами российской смуты», опубликованная в Берлине в 1923 году, где автор вдохновенно пересказывает историю Келлера, при этом добавляя фамилию Троцкого и известных ему других большевистских деятелей.
Естественно, активно раскручивала миф о памятнике Иуде Русская Православная церковь за рубежом.
Ренессанс этой легенды начался с крушением советского строя, когда новое поколение историков бросилось разоблачать «преступления тоталитарного режима».
Проблема состояла в том, что в качестве доказательства реальности истории о памятнике Иуде приводились все тот же «Красный Сад» и эмигрантские публикации, в то время как никаких свидетельств в советских архивах, как уже говорилось, обнаружено не было.
Ряд историков указывают на воспоминания неких старожилов Свияжска, женщин, которые якобы помнят установку монумента «мужчине с искаженным гримасой лицом, который грозит небу кулаком». Указывается даже фамилия одной из старушек – Курашова.
Но дело в том, что никаких реально зафиксированных воспоминаний на сей счет нет, а в качестве достоверной информации приводятся словам неких местных туристических гидов, которые якобы «говорили со свидетельницей перед смертью». Мало того, и этот информационный вброс существует лишь в качестве единственного анонимного сообщения на одном из интернет-ресурсов, где шло обсуждение темы «Свияжского Иуды».
Итак, версия об установлении большевиками памятника Иуде трещит по швам. Но было ли что-то реальное, что могло каким-то образом подогреть эти слухи?
Ведь еще в 1919 года колчаковская газета «Великая Россия» писала следующее: «По словам советских газет, исполком тамбовского Совета постановил поставить в Тамбове памятник «Иуде Искариотскому».
Ни в каких советских газетах, как в Тамбове, так и в других губерниях, никогда не было публикаций о «памятнике Иуде». На чем же базировалась белая пропаганда?
Историк и краевед Сергей Головин преложил такую версию: в августе 1918 года, то есть примерно в те сроки, на которые указывает Келлер в книге «Красный Сад», на станции Свияжск состоялись похороны красного комбрига Яна Юдина, он же Янис Юдиньш. Талантливый командир, один из героев Гражданской войны был смертельно ранен 12 августа, во время подготовки контрнаступления против войск белочехов на Казань.
На могиле Юдина-Юдиньша был установлен памятник. Созвучие «Юдин – Иуда» на фоне активной большевистской антирелигиозной пропаганды вполне могло породить слухи о том, что красные поставили в Свияжске памятник Иуде. Насколько быстро распространяются в России слухи даже почти век спустя после Гражданской войны, хорошо продемонстрировали, например, события вокруг падения метеорита в окрестностях Челябинска.
Немудрено, что слухи о «монументе предателю Христа» быстро докатились до стана белых, и были там восприняты на «ура» как дополнительный аргумент в идеологической борьбе. Не исключено, что и в самом Свияжске даже годы спустя могли бродить легенды о некогда стоявшем здесь памятнике Иуде.
Миф как факт
Подведем итог. Никаких документальных подтверждений существования памятника Иуде Искариоту в городе Свияжске, кроме довольно специфической книги датского дипломата Хеннинга Келлера, нет в природе.
Тем не менее, эту «городскую легенду» как исторический факт тиражируют вполне респектабельные издания. Например, в 2007 году это проделала «Российская газета» устами журналиста Игоря Труфанова. В 2010 году ту же самую легенду в «Российской газете» пересказал Олег Корякин. Даже руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский в связи с демонстрацией на одном из телеканалов фильма «Евангелие от Иуды» заявил, что «в России пробовали реабилитировать предателя, поставив в 20-е годы рядом со Свияжским монастырем памятник Иуде, грозящим кулаком в небо, так и во всем мире были попытки сделать из него героя».
Так ничем не подтвержденная легенда, выдумка, трансформируется в реальность, на основе которой начинают делать вывод об особенностях целой исторической эпохи.
Большевики, несомненно, не были ангелами во плоти. И их взаимная вражда с церковью – исторический факт. Однако чтобы правильно понимать и принимать историю, опираться нужно на реальные события, а не на измышления, как это получается в случае с мифическим памятником Иуде Искариоту.
Послесловие
Удивительно, но уже в наши дни в России нашелся человек, заявивший о желании все-таки поставить памятник Иуде. Летом 2011 года о таком замысле объявил волгоградский предприниматель Александр Цыплаков. На территории принадлежащей ему базы отдыха «Причал», на берегу Волго-Донского канала в Светлоярском районе Волгоградской области, Цыплаков создал целый музей скульптур. Статуя Иуды должна была завершить Библейский цикл, и дополнить статуи Христа и 12 апостолов.
«Все знают, что Иуда предал Христа и продал его за 30 сребреников. После этого он повесился. Его тело превратилось в прах, а душа по-прежнему жива и ожидает второго пришествия. Поэтому каждый может представить, как должна выглядеть скульптура Иуды. Он будет коленопреклонен. Воздвигнув руки к небу, он будет кричать от боли, ужаса и непоправимости своего поступка. Ему тяжко находиться в этом мире. На шее у Иуды будет веревка, к которой привязан кошелек, а рядом на земле будет лежать переломанный крест и рассыпаны 30 сребреников», - рассказывал Цыплаков о своем замысле. Узнать, осуществил ли бизнесмен свой смелый план, пока не удалось.