Группа компаний «Яндекс. Такси» объявила о покупке части бизнеса грузоперевозок и такси ГК «Везет». По сообщению пресс-службы «Яндекс. Такси», сумма сделки составляет 178 млн долларов. Агрегатор получит активное развитие не только в столице, но и в нескольких крупных регионах, где уже активно работает «Везет». Таким образом, в России может возникнуть крупнейшая компания, контролирующая до 70% рынка этих услуг. Между тем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже объявила, что намерена оценить правомерность сделки.
Концентрация активов
«Яндекс. Такси» готовил сделку по приобретению части активов ГК «Везет» с 2019 года. Тогда планировалось в течение трех лет вложить около 8 млрд руб. в развитие сервисов такси и доставки в регионах России. Однако летом 2020 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не дала разрешение на сделку, так как она могла усилить доминирующее положение одного игрока на рынке. В одних руках могло сконцентрироваться до 70% общероссийского рынка агрегаторов такси, а в 19 субъектах Федерации эта доля превысила бы 80%. Чтобы предотвратить появление монополиста, государство воспрепятствовало слиянию.
Сумма сделки составила 178 миллионов долларов. Эти средства будут выплачиваться частями по мере интеграции, которая завершится во втором квартале 2021 года.
Как заявили в пресс-службе «Яндекс. Такси», «в компании рассчитывают, что сделка позволит улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в частности — предложить жителям регионов экспресс-доставку посылок и грузов».
«Мы ожидаем, что совокупное количество машин на линии и плотность заказов вырастет, среднее расстояние до клиента, время в пути до него и, соответственно, холостой пробег — снизятся, — рассказывает представитель PR-службы „Яндекс.Такси“ Ася Паноян. — Чем больше времени водитель будет проводить в дороге с пассажирами, а не „пустым“, тем выше полезный пробег, тем больше времени за смену он зарабатывает деньги. Таким образом, в результате сделки и перевода водителей на единую платформу мы ожидаем повышения самого важного показателя для водителя: его дохода за час работы.
Кроме того, мы планируем активнее развивать логистику в регионах, что, с одной стороны, позволит водителям увеличить доход за счет диверсификации, а пользователи получат доступ к экспресс-доставке».
Как отреагирует ФАС?
Между тем ФАС объявила, что проверит информацию о покупке компанией «Яндекс. Такси» части активов группы «Везет» на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и необходимости ее согласования с ведомством.
В соответствии с законодательством РФ, сделки требуют согласия антимонопольного органа, если суммарная стоимость активов покупателя превышает 7 млрд руб. или если его суммарная выручка превышает 10 млрд руб., а суммарная стоимость активов предмета сделки превышает 400 млн руб.
Международная IT-компания «Яндекс. Такси» включает в себя онлайн-заказ такси, каршеринг, фудтех и логистику. Компания управляет брендом «Яндекс Go», а также сервисами «Яндекc. Драйв», Uber Russia, Yango, «Яндекс. Еда», «Яндекс. Лавка», Ultima и сервисами экспресс-доставки продуктов питания и отправки посылок и грузов.
Слияние с ГК «Везет» позволит получить частичный контроль над агрегаторами такси «Сатурн» и «Рутакси» и логистическими сервисами, работающими более чем в 100 городах России.