В Орле средний возраст трамваев 36 лет, в Барнауле — 34 года... Сменилась целая эпоха, появились компьютеры, интернет и мобильники, а эти осколки прошлого по-прежнему выходят на маршрут.
При этом есть в России города, где транспорт моложе и бодрее. Например, в Казани трамваю в среднем 5,5 года, в Ростове-на-Дону — 5,7 года. Когда же все россияне пересядут в современный и комфортабельный общественный транспорт?
На чём мы ездим?
Сейчас в России 850 тыс. автобусов, их средний возраст — 16,5 года. Ещё пассажиров перевозят 8 тыс. трамваев и 9 тыс. троллейбусов, парк которых, по данным Минтранса, изношен на 80%. Конечно, в разных регионах дела обстоят по-разному. По рейтингу ВЭБ.РФ и центра компетенций Simetra, самый качественный общественный транспорт (Москва и Петербург в исследовании не участвовали) в Екатеринбурге, Перми и Казани. Тройка аутсайдеров — Астрахань, Владикавказ и Пенза.
При этом на фоне низкого качества автобусов и трамваев стоимость проезда в них неуклонно повышается. В большинстве городов и посёлков это произошло в январе текущего года. Самыми «дорогими» городами с точки зрения проезда (не считая Москвы и Петербурга) стали Мурманск, Якутск, Казань, Петрозаводск и Самара. Здесь за билет надо отдать от 30 до 35 руб.
Каким должен быть тариф на проезд?
«Общественный транспорт всегда был “нищей бабушкой”, — говорит профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — В конце 1980‑х горожане начали пересаживаться на личные автомобили, позже эта тенденция усилилась. И власти решили, что народ на своих машинах сам поедет куда нужно, автобусы и трамваи не нужны. В крайнем случае можно использовать частные маршрутки. В результате отрасль хронически недофинансировалась. Кроме того, негативно сказался социальный аспект, выраженный в низких тарифах за проезд. Средняя цена “билетика” в России 20–25 руб. В схожих по уровню развития странах он стоит примерно 1,4 долл. (около 85 руб.). Сочетание “заброшенности” со стороны властей и низких тарифов и “посадили” общественный транспорт на голодный паёк».
Большой новый автобус сейчас стоит примерно 10 млн руб., троллейбус — 20 млн, трамвайный вагон — 30–40 млн. Где городам взять такие деньги?
«Чтобы транспортные предприятия выживали, минимальный тариф должен быть 50 руб. за поездку, — уверен член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Но этот уровень вызовет протест населения. Поэтому без госфинансирования не обойтись. Например, можно перенаправить часть средств из дорожного фонда, ведь улучшение качества услуг общественного транспорта приведёт в том числе к уменьшению нагрузки на дорожную сеть».
«Троллейбус надо сохранить!»
«В последнее время масштаб проблем стали понимать в правительстве, — считает Блинкин. — Запущены федеральные программы, задействованы нацпроекты. Мы стали производить современные низкопольные автобусы, электробусы и трамваи. Немного особняком стоит троллейбус. Использование этого вида городского транспорта сокращается во всём мире, и, похоже, перспектив развития его у нас тоже нет. Но ни в коем случае нельзя срезать контактную сеть там, где она есть!»
К концу прошлого года по госпрограммам города получили 1131 новый автобус и трамвай, но, как полагает Зотов, этого мало. «Парк подвижного состава настолько изношен, что поставка одного-двух (и даже десятка) автобусов в город проблемы не решает, — говорит эксперт. — Необходимы более серьёзные вложения».
Федеральные деньги пошли в общественный транспорт с 2020 г. Только по госпрограмме модернизации общественного транспорта до конца 2024 г. будет потрачено 203 млрд руб. Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» добавит ещё 33 млрд. А в этом году впервые на общественный транспорт выделены деньги из ФНБ — 53 млрд руб.
Всего же, согласно транспортной стратегии Минтранса, к 2035 г. общий объём инвестиций в общественный транспорт должен составить 10 трлн руб. Если программу не начнут резать ради экономии, старые ржавые пазики наконец покинут наши города и уступят место новым автобусам.