Приостановление Росавиацией выданного лоукостеру «Победа» сертификата разработчика авиатехники связано с трудностями поддержания летной годности западных самолетов, рассказал aif.ru председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзор Олег Смирнов. По его словам, сложности с получением запасных частей и своевременной заменой деталей приводят к нарушениям сроков их эксплуатации.
«Эта проблема назревающая и неизбежная. Конечно, сертификат был выдан „Победе“ в качестве временного решения, чтобы она производила полёты. Но техника требует постоянного поддержания лётной годности. Требуется замена целого ряда деталей, механизмов, ведь самолёты — это ресурсные изделия. Любая заклёпка ограничена ресурсом, то есть сроком эксплуатации, и по мере того, как этот срок истекает, ее обязаны заменить. Даже несмотря на то, что эта часть работает исправно. Потому что ресурс — это безопасность полётов», — пояснил Олег Смирнов.
Аналогичные сертификаты были выданы еще четырем российским компаниям на фоне сложностей с обслуживанием самолетов из-за западных санкций. По словам эксперта, сейчас настал такой момент, когда риски начинают превышать те возможности, которые это временное разрешение давало. «Самолёты много летают, выходят из строя детали, а замены им нет. Эта проблема касается не только „Победы“, а всех, кто эксплуатирует западные самолёты. Ресурсы по накоплению рисков заканчиваются. Росавиация прекратила действие сертификата, потому что, очевидно, в результате проверок было выявлено, что самолёты летают с продлёнными ресурсами, что является нарушением», — сказал Олег Смирнов.
Заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов назвал приостановление сертификата серьезным прецедентом. По его словам, это решение, вероятно, связано с грубыми нарушениями, выявленными в ходе проверок. Наличие сертификата позволяет компании производить ремонтные работы. Например, исправлять деформацию обшивки, самостоятельно выполнять нетиповые ремонты самолетов, изменять процедуры техобслуживания, заменять оригинальные компоненты на альтернативные, делать другие доработки воздушных судов. Эксперт отметил, что с приостановлением сертификата самолеты авиакомпании будут обслуживаться авиационными заводами или другими компаниями, у которых есть соответствующее разрешение.
Ранее сообщалось, что Росавиация приостановила действие сертификата разработчика авиационной техники, выданный авиакомпании «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»; MOEX: AFLT). Источник «Известий» в Росавиации сообщил, что такое решение было принято по просьбе управления Ространснадзора по надзору в гражданской авиации (Госавианадзора). В ходе проверки ведомство выявило нарушения федеральных авиационных правил, утверждал он. Источник, близкий к Ространснадзору, уточнил, что нарушения были допущены при внесении модификаций на трех самолетах Boeing 737.