Примерное время чтения: 12 минут
29900

«С дебоширами теперь жестко». Проводники поездов — о работе и пассажирах

/ AboutLife / Shutterstock.com

В какой вагон лучше покупать билет и нужно ли самому относить постельное белье? АиФ.ru на правах анонимности поговорил с проводницами железнодорожных поездов. Они рассказали о работе и дали советы в дорогу.

Любят вахтовиков, сложно с курящими

Большинство проводниц будут утверждать, что для них все пассажиры одинаковые, главное — к каждому найти подход. Это, конечно, не так. Почти у всех есть рейтинг антилюбимчиков.

«Как минутная стоянка поезда, так просятся выйти покурить. Это очень раздражает, — говорит Мария из Ростова-на-Дону. — Но больше всего проблем доставляют компании, распивающие спиртное. А вот с вахтовиками, которые едут к месту работы на север, никаких проблем нет. Они попутные трудности проще переносят и жалобы не пишут втихаря на сайт. Если что им не нравится, тебе аккуратно высказывают».

Что проводники поездов думают о пассажирах.
За работой проводников следят десятки видеокамер. Фото: www.globallookpress.com 

Как угомонить пьяную компанию

Пьяниц сейчас легко удалить с поезда, поэтому любителей распивать в дороге спиртное с каждым годом все меньше. Но желающие проехать навеселе все же встречаются.

«Сначала предупреждаю. Если не прекращают выпивать, то вызываю начальника поезда и транспортную полицию, — поясняет Светлана из Челябинска. — В составе практически всегда есть наряд полиции, и все дебоширы при их появлении превращаются в „белых и пушистых“. Особо буйных снимают на ближайшей станции. Нужно, чтобы минимум два пассажира подтвердили, что человек распивал алкоголь в поезде, — и человека высаживают».

Есть еще один нюанс, о котором знают только проводники. Подобные пассажиры-хулиганы заносятся в «черный список». Поэтому в следующий раз у правонарушителя в билете будет стоять отметка. Поездная бригада обязана пристальнее следить за таким пассажиром.

«Зайцев» не возят уже много лет!

Безбилетников на железной дороге победили, поэтому ушел в прошлое и дополнительный заработок проводников.

«Уже лет десять я „зайцев“ не видела. Сейчас почти в каждом вагоне стоят камеры видеонаблюдения, поэтому проводники боятся брать безбилетника или передавать посылку, — рассказывает Галина из Санкт-Петербурга. — Начальник поезда на каждой станции следит, чтобы никто ничего из пассажиров не передавал на перроне. Иногда заходят в вагон под видом провожающего и пытаются передать лекарство или посылки пассажирам. Но в таких случаях пассажиры спрашивают разрешения у проводника».

Подпольная торговля

Уходит в прошлое и торговля спиртным «из-под полы».

«Слышала, что продают, но так рискуют те, кто давно работает, — говорит Любовь из Саранска. — Наказание серьезное, могут уволить с волчьим билетом. Действительно, существует проблема со спиртным, но это его продажа на станциях и в магазинах в шаговой доступности от перрона. Либо бабушки: „Пирожки, минералка, пиво, водка“. Я даже звонила в 112 в Рузаевке, но после моего звонка ничего не поменялось. Местная полиция таких торговцев на перроне почему-то не замечает».

Фото: www.globallookpress.com

Норма по продаже товаров и еды

У проводников есть негласный план по продаже сопутствующих товаров и еды.

«Есть такие компании, которые заставляют проводников выкупать продукцию, — объясняет Маргарита из Туапсе. — Обычно так издеваются над студентами, которые пришли подзаработать и многих вещей не знают. Это негласное правило, официально такого плана нет, но требуют. Сложно сделать план по продаже чайной продукции. У людей нет денег, а мы должны предлагать и предлагать. Цены не по карману многим: пакет чая стоит 45 рублей».

«Скрытая камера»

Проводники о своей работе говорят как о рутине, но запоминающиеся истории есть у каждого. В памяти откладывается не самое приятное.

«В моем рейсе в Тюмени однажды мужчина умер, он, видно, с похмелья болел. Меня лично покоробило то, что его с платформы на мусорной тележке увезли», — вспоминает Ольга.

Другая проводница, Светлана, рассказала о чудаке, который плафон в туалете принял за скрытую камеру.

«Ехала в Нижневартовск. Подходит ко мне мужчина за 50 лет, снимает меня на телефон и говорит строгим голосом: „Сюда идите!“ В чем дело? Встаю. „Вы что, нудисты?“ Я понять не могу, при чем тут голые люди и мы. Он подводит меня к туалету, наводит камеру на плафон и опять спрашивает: „Вы что, нудисты? Это что такое?“ „Это лампочка“, — объясняю ему. Он в ответ: „Нет, это скрытая камера! Вы что себе позволяете?“ Я включила свет и успокоила пассажира».

Когда пассажир успокоился, он рассказал проводнице, что лично смотрел видео из туалетов, снятые скрытой камерой.

В фирменном поезде проводнице недостаточно быть просто красивой. Фото: www.globallookpress.com

Предпочтение молодым?

Как отбирают проводниц на фирменные поезда? Однозначного ответа сотрудники не дают. Одни говорят, что предпочтение молодым, другие — что есть определенные стандарты, в каждой компании по-своему.

«На „фирму“ берут после обучения, главное — пройти собеседование и медицинскую комиссию, — поясняет Галина из Санкт-Петербурга. — Отбор ведут по стажу работы и по показателям. Работают люди разной внешности. Встречаются такие бабуси, что никого на пенсию не выгонишь. Там зарплата до 80 тысяч рублей в месяц доходит. Но и спрос с проводника высокий, ходят по струнке».

Любимые рейсы

Проводницы со стажем с ностальгией вспоминают времена, когда поезда ходили в столицы республик СССР.

«Самый классный рейс в советское время был до Риги: можно было посмотреть город, пройтись по магазинам, — ностальгирует Анна из Челябинска. — Сегодня самые интересные маршруты — это южные, до Сочи».

А вот ездить в поездах пассажирами проводники не любят: работа и так надоедает. Поэтому предпочитают самолеты.

Самые глупые вопросы пассажиров

Пассажиры часто раздражают проводников определенными просьбами и вопросами: они слышат эти реплики из рейса в рейс.

«Сижу я такая вся при параде, с бейджем, на рабочем месте, а меня спрашивают: „Вы проводник?“ — говорит Анастасия из Москвы. — Но первое место в рейтинге вопросов — „А на какую сторону будет платформа?“ Да откуда я знаю? Мы так же едем и смотрим, куда нас примут. Есть маленькие станции, там мы знаем, на какую сторону дверь открывать будем. Но, допустим, с какой стороны перрон будет в Екатеринбурге или Тюмени, можно только гадать».

Если отстал от поезда

Сегодня пассажиры отстают от поездов редко. И этому есть объяснение.

«Отставали раньше, когда пили в поездах, — поясняет Мария из Ростова-на-Дону. — Выходили на станциях за пойлом и отставали. Догоняли на такси. Когда пассажир опаздывает и цепляется за поручни, мои действия — остановить поезд стоп-краном. А это, я считаю, не выход. Потому что и в этом случае человек может улететь под колеса, что и случается».

В конфликте проводника и пассажира чаще всего прав пассажир. Фото: www.globallookpress.com

Сдавать белье пассажир не обязан

Один из самых спорных вопросов — кто должен застилать спальное место: проводник или пассажир?

«Есть разные классы обслуживания, в „СВ“ и „люксе“ застилает проводник, — объясняет Евгения из Москвы. — В обычных купе и плацкартах застилает постель пассажир. Пассажир может попросить проводника помочь. Он не откажет. Хотя — опять же из опыта — пожилые отказываются, говорят: „Мы что, без рук?“ И белье сами сдают. А вот молодежь часто недовольная бывает, что застила нет. И еще — сдавать белье пассажир не обязан!»

Лайфхаки для пассажиров от опытного проводника:

1. Обычно в кассах сначала продают билеты в первый и второй вагон, из-за этого там всегда набивается народа как в электричке. Поэтому лучше брать билеты в шестой или седьмой вагон. Можно и в конец состава.

2. Не пользуйтесь полотенцами, которые выдают, потому что часто их плохо стирают, а люди ездят всякие.

3. Мойте стаканы, которые берете у проводника! Часто их плохо моют.

4. Берите в дорогу непортящиеся продукты. У проводников нет двухкамерных холодильников, они не могут хранить вашу еду.

5. При покупке билета можно заранее узнать, каким будет класс обслуживания, есть ли биотуалеты и кондиционер.

6. Не пытайтесь обмануть РЖД при покупке билета. Нижние места в купе существенно дороже верхних, поэтому многие покупают билет на верхнее, а просят пустить на нижнее. Пассажир не на своем месте — нарушение.

«Люди даже возмущаются, если на нижнее место приходит пассажир, — рассказывает проводница Евгения. — Возникает конфликт: возьмут верхнее место бабушке, маме с ребенком или беременной, а нижнее место рядом занято. И бегут к проводнику: „Переведите на нижнее! Я же беременна!“»

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах