В какой вагон лучше покупать билет и нужно ли самому относить постельное белье? АиФ.ru на правах анонимности поговорил с проводницами железнодорожных поездов. Они рассказали о работе и дали советы в дорогу.
Любят вахтовиков, сложно с курящими
Большинство проводниц будут утверждать, что для них все пассажиры одинаковые, главное — к каждому найти подход. Это, конечно, не так. Почти у всех есть рейтинг антилюбимчиков.
«Как минутная стоянка поезда, так просятся выйти покурить. Это очень раздражает, — говорит Мария из Ростова-на-Дону. — Но больше всего проблем доставляют компании, распивающие спиртное. А вот с вахтовиками, которые едут к месту работы на север, никаких проблем нет. Они попутные трудности проще переносят и жалобы не пишут втихаря на сайт. Если что им не нравится, тебе аккуратно высказывают».
Как угомонить пьяную компанию
Пьяниц сейчас легко удалить с поезда, поэтому любителей распивать в дороге спиртное с каждым годом все меньше. Но желающие проехать навеселе все же встречаются.
«Сначала предупреждаю. Если не прекращают выпивать, то вызываю начальника поезда и транспортную полицию, — поясняет Светлана из Челябинска. — В составе практически всегда есть наряд полиции, и все дебоширы при их появлении превращаются в „белых и пушистых“. Особо буйных снимают на ближайшей станции. Нужно, чтобы минимум два пассажира подтвердили, что человек распивал алкоголь в поезде, — и человека высаживают».
Есть еще один нюанс, о котором знают только проводники. Подобные пассажиры-хулиганы заносятся в «черный список». Поэтому в следующий раз у правонарушителя в билете будет стоять отметка. Поездная бригада обязана пристальнее следить за таким пассажиром.
«Зайцев» не возят уже много лет!
Безбилетников на железной дороге победили, поэтому ушел в прошлое и дополнительный заработок проводников.
«Уже лет десять я „зайцев“ не видела. Сейчас почти в каждом вагоне стоят камеры видеонаблюдения, поэтому проводники боятся брать безбилетника или передавать посылку, — рассказывает Галина из Санкт-Петербурга. — Начальник поезда на каждой станции следит, чтобы никто ничего из пассажиров не передавал на перроне. Иногда заходят в вагон под видом провожающего и пытаются передать лекарство или посылки пассажирам. Но в таких случаях пассажиры спрашивают разрешения у проводника».
Подпольная торговля
Уходит в прошлое и торговля спиртным «из-под полы».
«Слышала, что продают, но так рискуют те, кто давно работает, — говорит Любовь из Саранска. — Наказание серьезное, могут уволить с волчьим билетом. Действительно, существует проблема со спиртным, но это его продажа на станциях и в магазинах в шаговой доступности от перрона. Либо бабушки: „Пирожки, минералка, пиво, водка“. Я даже звонила в 112 в Рузаевке, но после моего звонка ничего не поменялось. Местная полиция таких торговцев на перроне почему-то не замечает».
Норма по продаже товаров и еды
У проводников есть негласный план по продаже сопутствующих товаров и еды.
«Есть такие компании, которые заставляют проводников выкупать продукцию, — объясняет Маргарита из Туапсе. — Обычно так издеваются над студентами, которые пришли подзаработать и многих вещей не знают. Это негласное правило, официально такого плана нет, но требуют. Сложно сделать план по продаже чайной продукции. У людей нет денег, а мы должны предлагать и предлагать. Цены не по карману многим: пакет чая стоит 45 рублей».
«Скрытая камера»
Проводники о своей работе говорят как о рутине, но запоминающиеся истории есть у каждого. В памяти откладывается не самое приятное.
«В моем рейсе в Тюмени однажды мужчина умер, он, видно, с похмелья болел. Меня лично покоробило то, что его с платформы на мусорной тележке увезли», — вспоминает Ольга.
Другая проводница, Светлана, рассказала о чудаке, который плафон в туалете принял за скрытую камеру.
«Ехала в Нижневартовск. Подходит ко мне мужчина за 50 лет, снимает меня на телефон и говорит строгим голосом: „Сюда идите!“ В чем дело? Встаю. „Вы что, нудисты?“ Я понять не могу, при чем тут голые люди и мы. Он подводит меня к туалету, наводит камеру на плафон и опять спрашивает: „Вы что, нудисты? Это что такое?“ „Это лампочка“, — объясняю ему. Он в ответ: „Нет, это скрытая камера! Вы что себе позволяете?“ Я включила свет и успокоила пассажира».
Когда пассажир успокоился, он рассказал проводнице, что лично смотрел видео из туалетов, снятые скрытой камерой.
Предпочтение молодым?
Как отбирают проводниц на фирменные поезда? Однозначного ответа сотрудники не дают. Одни говорят, что предпочтение молодым, другие — что есть определенные стандарты, в каждой компании по-своему.
«На „фирму“ берут после обучения, главное — пройти собеседование и медицинскую комиссию, — поясняет Галина из Санкт-Петербурга. — Отбор ведут по стажу работы и по показателям. Работают люди разной внешности. Встречаются такие бабуси, что никого на пенсию не выгонишь. Там зарплата до 80 тысяч рублей в месяц доходит. Но и спрос с проводника высокий, ходят по струнке».
Любимые рейсы
Проводницы со стажем с ностальгией вспоминают времена, когда поезда ходили в столицы республик СССР.
«Самый классный рейс в советское время был до Риги: можно было посмотреть город, пройтись по магазинам, — ностальгирует Анна из Челябинска. — Сегодня самые интересные маршруты — это южные, до Сочи».
А вот ездить в поездах пассажирами проводники не любят: работа и так надоедает. Поэтому предпочитают самолеты.
Самые глупые вопросы пассажиров
Пассажиры часто раздражают проводников определенными просьбами и вопросами: они слышат эти реплики из рейса в рейс.
«Сижу я такая вся при параде, с бейджем, на рабочем месте, а меня спрашивают: „Вы проводник?“ — говорит Анастасия из Москвы. — Но первое место в рейтинге вопросов — „А на какую сторону будет платформа?“ Да откуда я знаю? Мы так же едем и смотрим, куда нас примут. Есть маленькие станции, там мы знаем, на какую сторону дверь открывать будем. Но, допустим, с какой стороны перрон будет в Екатеринбурге или Тюмени, можно только гадать».
Если отстал от поезда
Сегодня пассажиры отстают от поездов редко. И этому есть объяснение.
«Отставали раньше, когда пили в поездах, — поясняет Мария из Ростова-на-Дону. — Выходили на станциях за пойлом и отставали. Догоняли на такси. Когда пассажир опаздывает и цепляется за поручни, мои действия — остановить поезд стоп-краном. А это, я считаю, не выход. Потому что и в этом случае человек может улететь под колеса, что и случается».
Сдавать белье пассажир не обязан
Один из самых спорных вопросов — кто должен застилать спальное место: проводник или пассажир?
«Есть разные классы обслуживания, в „СВ“ и „люксе“ застилает проводник, — объясняет Евгения из Москвы. — В обычных купе и плацкартах застилает постель пассажир. Пассажир может попросить проводника помочь. Он не откажет. Хотя — опять же из опыта — пожилые отказываются, говорят: „Мы что, без рук?“ И белье сами сдают. А вот молодежь часто недовольная бывает, что застила нет. И еще — сдавать белье пассажир не обязан!»
Лайфхаки для пассажиров от опытного проводника:
1. Обычно в кассах сначала продают билеты в первый и второй вагон, из-за этого там всегда набивается народа как в электричке. Поэтому лучше брать билеты в шестой или седьмой вагон. Можно и в конец состава.
2. Не пользуйтесь полотенцами, которые выдают, потому что часто их плохо стирают, а люди ездят всякие.
3. Мойте стаканы, которые берете у проводника! Часто их плохо моют.
4. Берите в дорогу непортящиеся продукты. У проводников нет двухкамерных холодильников, они не могут хранить вашу еду.
5. При покупке билета можно заранее узнать, каким будет класс обслуживания, есть ли биотуалеты и кондиционер.
6. Не пытайтесь обмануть РЖД при покупке билета. Нижние места в купе существенно дороже верхних, поэтому многие покупают билет на верхнее, а просят пустить на нижнее. Пассажир не на своем месте — нарушение.
«Люди даже возмущаются, если на нижнее место приходит пассажир, — рассказывает проводница Евгения. — Возникает конфликт: возьмут верхнее место бабушке, маме с ребенком или беременной, а нижнее место рядом занято. И бегут к проводнику: „Переведите на нижнее! Я же беременна!“»