Почему в поезде двери открываются на обе стороны?
Поезд считается наиболее безопасным и экологическим транспортом. Каждый хотя бы раз в жизни путешествовал под перестук колес, и при этом многие, глядя на устройство вагона, задавались вопросом — почему двери в тамбуре расположены по обе стороны — и справа, и слева?
Как устроен вагон поезда?
Пассажирский вагон поезда бывает плацкартным, купейным или сидячим (как в аэроэкспрессе или «Сапсане»).
Плацкартный вагон состоит из 9 четырехместных купе открытого типа и 18 боковых мест. Всего в нем может ехать 54 человека. В вагоне есть складные столы и полки для вещей.
В купейном вагоне обычно 8 или 9 секций, в каждой из которых по четыре места. Путешествовать в них могут до 36 пассажиров. Впрочем, бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе.
В сидячих вагонах кресла расположены как в салоне самолета или в междугородних автобусах — в два ряда вдоль длинного прохода. Кресла мягкие, с подлокотниками, в зависимости от класса обслуживания и, соответственно, уплотнения пассажиров в таком вагоне может быть от 48 до 68 мест.
Во всех типах вагонов двери расположены таким образом, чтобы выйти можно было как на правую, так и на левую сторону.
Как менялись интерьеры пассажирских поездов в России
![Репродукция картины неизвестного художник «В вагоне во время войны». Внутренний вид общего вагона. 1914 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/06747468291bce2bbce36ead6c7be1a1.jpg)
![Купе в мягком пассажирском четырехосном вагоне дальнего следования. Ленинград. 1931 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/0d1e55c30c440a5eb0c0be82fac27c92.jpg)
![В купе железнодорожного вагона для гостей и спортсменов Олимпиады-80.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/72010b357f71a686d89c5e83a8d03b87.jpg)
![Проводница предлагает пассажирам свежие газеты в вагоне скоростного экспресса «ЭР-200» «Москва – Ленинград». 1984 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/71fa8520d2236da6fb197b472fc4eb88.jpg)
![В вагоне 1-го класса электропоезда «Экспресс» повышенной комфортности, следующего по маршруту Москва – Тула. 1999 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/21765733d4426afe40c7a85cb184767d.jpg)
![В купе спального вагона I класса поезда класса «люкс» – «Гранд-экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург. 2005 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/ac3e2ebc3ee8e2a52ac3192e566b72d3.jpg)
Как менялись интерьеры пассажирских поездов в России
![Репродукция картины неизвестного художник «В вагоне во время войны». Внутренний вид общего вагона. 1914 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/06747468291bce2bbce36ead6c7be1a1.jpg)
![Кадр из художественного фильма «Восемнадцатый год». Пассажиры в поезде.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/efef82c51b2aa225dced74ce0f4ed2aa.jpg)
![Места в пассажирском четырехосном вагоне. 1928 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/9b0a2751534a4ab806e9eaefdb66149e.jpg)
![Купе в мягком пассажирском четырехосном вагоне дальнего следования. Ленинград. 1931 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/0d1e55c30c440a5eb0c0be82fac27c92.jpg)
![Интерьер вагона-ресторана. 1933 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/67bab6dea54936fff2d8c67a6641c54e.jpg)
![Буфет в сидячем вагоне. 1964 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/630090ea1a141525a15e93367a701d97.jpg)
![Внутренний вид вагона-ресторана. 1970 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/cdc67bf0260c374b7bce9373a2a6f4f2.jpg)
![В купе железнодорожного вагона для гостей и спортсменов Олимпиады-80.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/72010b357f71a686d89c5e83a8d03b87.jpg)
![Проводница предлагает пассажирам свежие газеты в вагоне скоростного экспресса «ЭР-200» «Москва – Ленинград». 1984 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/71fa8520d2236da6fb197b472fc4eb88.jpg)
![В вагоне 1-го класса электропоезда «Экспресс» повышенной комфортности, следующего по маршруту Москва – Тула. 1999 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/21765733d4426afe40c7a85cb184767d.jpg)
![В купе спального вагона I класса поезда класса «люкс» – «Гранд-экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург. 2005 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/ac3e2ebc3ee8e2a52ac3192e566b72d3.jpg)
![Элитный пассажирский вагон-салон класса «премьер». 2007 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/014/817/3d6e340ca198ea3c8a42d26036bec83f.jpg)
Почему в вагоне поезда двери открываются на обе стороны?
Все просто. Платформы расположены с обеих сторон железной дороги. Поэтому в поездах предусмотрен выход как направо, так и налево. В момент прибытия поезда на станцию диспетчер объявляет — на какой путь следует идти пассажирам для посадки в поезд. Высадку осуществляет проводник, который открывает двери с нужной стороны вагона. Пассажиры не могут самостоятельно открыть двери, это важно для их же безопасности.
Такой же принцип используется и в «подземке». В метрополитенах разных стран мира есть платформы, расположенные как справа, так и слева — по ходу движения поезда метро. Когда поезд прибывает на станцию, машинист открывает именно те двери, через которые должны выходить пассажиры: левые, правые или двери по обе стороны вагона — такой вариант используется на нескольких станциях в Барселоне.
А что случится, если машинист по ошибке откроет не те двери? Инструктор московского метрополитена Владимир Коннов объяснил, что в современных поездах такая ситуация просто невозможна: «Случайно открыть двери со стороны, противоположной платформе, невозможно. Система управления просто блокирует двери, и нажимать на кнопки бесполезно. Открываются только те, которые нужно».
В аварийной ситуации, когда нужно высадить пассажиров не на станции, а, к примеру, в тоннеле метро, машинист откроет двери, расположенные с правой стороны вагона. Дело в том, что слева от поезда расположен контактный рельс, благодаря которому поезд метро, собственно, и движется. Рельс этот всегда находится под высоким напряжением, смертельно опасным для человека. И в случае нештатной ситуации машинист объявит эвакуацию пассажиров по аварийным лестницам у правых дверей вагонов и сам выйдет из кабины поезда тоже через правую дверь.