Парк российских авиакомпаний позволяет нарастить перевозки еще примерно на 10%, поэтому задержка с выпуском новых лайнеров для отрасли не критична, сообщил aif.ru доцент кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Плеханова Максим Максимов.
«Судя по имеющимся данным, в этом году планируется перевезти 108-110 млн пассажиров, тогда как физический максимум наличного парка самолетов всех наших авиакомпаний способен обеспечить объем перевозок на уровне 115-118 млн человек, — говорит он. — То есть даже в текущих условиях имеется определенный резерв, и, если принять во внимание планы Минпромторга наверстать объемы в 2027–2030 годах, говорить о кризисе несколько преждевременно».
Власти сократили план по количеству моторов для отечественных самолетов, которые ранее намечалось построить до 2026 года. Вместо намеченных в отраслевой программе 192 штук авиапроизводители получат 128 «движков». Соответственно, снизится и количество отечественных самолетов.
В этой связи возникает вопрос — справятся ли отечественные авиаперевозчики с пассажиропотоком имеющимися в парке самолетами и не придется ли пассажирам переплачивать за их «дефицит»?
В этом году количество авиаперевозок даже выросло по сравнению с прошлым годом, хотя парк самолетов не увеличился, подсчитал исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Просто наши самолеты перестали “возить воздух”, а стали летать с загрузкой, близкой к 100%, — поясняет эксперт. — Плюс увеличилась интенсивность полетов».
Впрочем, по его словам, резерв для роста практически исчерпан, поэтому в 2025 году вероятность увеличения пассажирских авиаперевозок несколько сомнительна.
В то же время в отношении стоимости билетов мнения экспертов разошлись.
«Что касается наиболее актуальной темы для населения, связанной с потенциальным ростом стоимости авиабилетов, то корректировка выпуска двигателей, на мой взгляд, не входит в перечень наиболее значимых факторов для ее повышения», — заключил Максимов.
Парк самолетов иностранного производства еще можно поддерживать, что называется, «на крыле», и наши авиакомпании с этим пока успешно справляются, возразил Пантелеев.
«Как долго это продлится — сказать сложно, но поддерживать эти самолеты будет все дороже с каждым годом, — продолжает он. — Поэтому стоимость билетов будут расти вместе с ростом издержек».
По его мнению, это неизбежно, потому что с одной стороны, расходы авиакомпаний растут по всем статьям, а с другой — понемногу растут и доходы населения.
«Цены на авиабилеты на сегодняшнем уровне можно поддерживать при какой-нибудь программе государственной поддержки, — предполагает Пантелеев. — Но есть важный момент: если мы будем удерживать цены на билеты, то в определенный момент придем к дефициту самолетов».