6530

Летает, черт возьми. МС-21 совершил первый полет с российскими двигателями

Самолет МС-21-310, оснащенный новыми российскими двигателями ПД-14, совершает посадку на аэродроме Иркутского авиационного завода — филиала ПАО Корпорация «Иркут», входящем в состав ОАК Госкорпорации «Ростех».
Самолет МС-21-310, оснащенный новыми российскими двигателями ПД-14, совершает посадку на аэродроме Иркутского авиационного завода — филиала ПАО Корпорация «Иркут», входящем в состав ОАК Госкорпорации «Ростех». / Максим Блинов / РИА Новости

Российский «самолет будущего» MC-21 совершил первый полет с российскими двигателями. Об этом сообщила пресс-служба госкорпорации «Ростех».

«Новое поколение»

«15 декабря 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода — филиала ПАО Корпорация „Иркут“ (в составе ОАК Госкорпорации „Ростех“) состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14, — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте „Ростеха“. — Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьева. Полетное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования его систем».

Продолжительность полета составила 1 час 25 минут.

«В конце ноября во время посещения завода корпорации „Иркут“ мы с коллегами инспектировали подготовку нового МС-21. Тогда же мы обговаривали первый полет МС-21-310 с новым двигателем ПД-14 до конца этого года. А сегодня видим в действии результат последовательной государственной политики в области развития высокотехнологичных отраслей. У нас сформировалось новое поколение конструкторов и производственников — и сейчас мы наблюдаем плоды труда десятков тысяч человек, работавших на предприятиях авиадвигателестроительной отрасли для того, чтобы состоялся этот полет», — сказал глава Минопромторга России Денис Мантуров.

Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил: «Этот полет — результат объединения двух важнейших программ гражданского авиастроения России — самолета МС-21 и двигателя ПД-14. Усилиями ученых, конструкторов, инженеров, рабочих создается лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации».

«Самолет будущего»: история проекта

То, что полет МС-21 с российскими двигателями стал реальностью, — вне всяких сомнений, важная веха в этом проекте.

МС-21 — эта история того, как Россия по крупицам восстанавливает то, что бездумно и преступно было растрачено в период распада, когда новоявленные «эффективные менеджеры» посчитали, что отечественный авиапром — это не великая ценность, а нечто, чем вполне можно пожертвовать.

История «проекта МС-21», который называют будущим отечественной гражданской авиации, началась в 2002 году, когда в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта.

На тендер были представлены три проекта: Ил-214 (ОКБ Ильюшина), Ту-234 (ОКБ Туполева) и МС-21 (Совместный проект ОАО «Иркут» и ОКБ Яковлева). В основе проекта МС-21 лежала модель самолета Як-242, разработанная в ОКБ Яковлева еще в 1993 году и представлявшая собой глубоко модернизированную модель самолета Як-42, эксплуатация которого началась в 1980 году.

Победителем тендера и обладателем 150 миллионов долларов из госбюджета стал проект МС-21.

В последующие годы в МС-21 были внесены существенные изменения. Самолет МС-21 (Магистральный самолет 21 века), по задумке разработчиков, должен заменить устаревшие советские модели, в первую очередь Ту-154, а также потеснить зарубежные А-320 и «Боинг-737». МС-21 в различных модификациях, по задумке разработчиков стратегии развития отечественной гражданской авиации, вместе с лайнером «Сухой Суперджет-100» в перспективе должны составить до 80 процентов авиапарка российских авиакомпаний.

Кризис заставил мыслить стратегически

Проект продвигался непросто, в том числе и потому, что не было четкого представления о том, нужно ли при разработке лайнера опираться на собственные силы или же выгоднее использовать международную кооперацию.

По этой причине МС-21 проектировался в разных модификациях под использование различных двигателей — американский PurePower PW1400G фирмы Pratt & Whitney и перспективный российский ПД-14.

Ясность наступила в 2014 году, когда Соединенные Штаты, недовольные российским политическим курсом, стали затягивать на шее нашей страны санкционную удавку. Мечты о «российской экономике, разорванной в клочья», предполагали и уничтожение всех отечественных высокотехнологичных проектов.

Стало ясно, что без российского двигателя МС-21 никогда не выйдет на тот уровень, который для него задумывался.

Летом 2014 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект «Ближне-средний магистральный самолет МС-21».

«Подписанным распоряжением предоставляются государственные гарантии на сумму до 400 миллионов долларов США в обеспечение исполнения обязательств ОАО Корпорация Иркут“ по кредиту, привлекаемому в ОАО „Сбербанк России“ на сумму до 400 миллионов долларов США и на срок до 10 лет в рамках генерального соглашения об открытии невозобновляемой рамочной кредитной линии на сумму более 1 миллиарда долларов США», — говорилось в сообщении.

«Круто, что тут можно сказать!»

8 июня 2016 года на Иркутском авиазаводе состоялась выкатка МС-21. «Круто, что тут можно сказать!» — заявил премьер Медведев, присутствовавший на презентации лайнера.

«Мы сегодня впервые видим МС-21 — один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолет 21 века, и мы очень гордимся тем, что он создан нашим авиастроением. Это огромная победа авиастроителей корпорации „Иркут“, наших ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Вашими руками при определенной поддержке государства создается современное российское авиастроение, которое поддерживает нашу страну, нашу экономику», — отметил он.

«Теперь начинается комплекс испытаний — в ЦАГИ в Жуковском и здесь — над Байкалом. Первый вылет — по технической готовности», — написал на своей странице в Facebook занимавший на тот момент пост вице-премьера Дмитрий Рогозин.

Первый полет MC-21 состоялся 28 мая 2017 года. Полёт прошёл штатно и проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час, его продолжительность составила 30 минут. Лайнер пилотировали лётчики-испытатели Герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев.

17 октября 2017 МС-21 совершил первый дальний полёт из Иркутска в подмосковный Жуковский, где на территории ЛИИ имени М. М. Громова проводятся дальнейшие испытания.

«Это хамство»

Для жителей Жуковского и Раменского за последние годы МС-21, пролетающие над головой, стали привычной картиной. Вот только речь шла о машинах с двигателями фирмы Pratt & Whitney.

Чтобы понимать, насколько такая зависимость опасна, достаточно привести слова президента России Владимира Путина, сказанные в сентябре 2020 года: «Ну что это такое? Это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил».

Путин имел в виду отказ иностранных компаний поставлять материалы для композитного «черного крыла» МС-21 в связи с введенными Вашингтоном экономическими санкциями.

Фатальным данное обстоятельство для проекта не стало, но оно потребовало времени на то, чтобы найти выход из ситуации.

Разумеется, полагаться только на американские двигатели в этой ситуации просто смешно.

ПД-14: новая надежда

ПД-14, или Пермский Двигатель образца 2014 года, разрабатывался пермским АО «ОДК-Авиадвигатель», входящим в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК).

Установка движка на стойки на линии ПД14 в цехе сборки на предприятии «ОДК-Пермские моторы».
Установка движка на стойки на линии ПД-14 в цехе сборки на предприятии «ОДК-Пермские моторы». Фото: РИА Новости/ Нина Падалко

Работы были начаты еще в 2008 году, однако в новых политических условиях они пошли с совершенно другой интенсивностью. ПД-14 — это, собственно, не один двигатель, а целое семейство перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлёте от 9 до 18 тонн. В ходе работ какие-то технологии, почти утраченные, приходилось восстанавливать, а некоторые — осваивать заново.

30 октября 2015 года начались испытания двигателя на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Осенью 2018 года двигатель закончил сертификационные испытания и получил сертификат типа.

21 апреля 2019 года первые два двигателя ПД-14 для лайнеров МС-21 были переданы авиастроительной корпорации «Иркут».

В марте 2020 года, когда все внимание оказалось сосредоточено на COVID-19, появилась новость, которую не все заметили. А зря, ведь для отечественного авиапрома она имеет поистине историческое значение — на заводе «ОДК-Пермские моторы» началось серийное производство двигателей ПД-14 для лайнеров МС-21. Речь идет о том, что впервые с 1980-х годов в нашей стране началось серийное производство нового, полностью отечественного турбовентиляторного двигателя для гражданской авиации, разработанного с учетом международных норм и требований.

Шаг за шагом

И вот теперь наш «самолет будущего» с российскими двигателями поднялся в небо.

Да, все происходит не так быстро, как хотелось бы. Впереди еще много работы. К 2023 году ожидается появление на лайнере российского комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), который заменит электронику французской Thales и американских Honeywell и Rockwell Collins.

В 1980-х советская гражданская авиация и советский авиапром были в числе мировых лидеров. То, что случилось потом, — трагедия, о которой историкам еще предстоит написать книги.

Сейчас же мы с трудом, но идем вперед, и другого пути нет. И нынешний полет МС-21 — очередной успех на этом непростом пути.

Оставить комментарий (4)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах