Во вторник, 12 сентября, пассажирский самолет «Уральских авиалиний» Airbus A320 экстренно сел на пшеничном поле в Убинском районе Новосибирской области. Был ли у экипажа выбор? Что пошло не так?
Рейс U6-1383 летел по маршруту Сочи — Омск и вдруг подал сигнал тревоги, запросил посадку в аэропорту Новосибирска. Но до места не долетел. На борту было 159 пассажиров, среди них — 23 ребенка. По официальным данным, пострадавших нет, однако нескольким пассажирам понадобилась медпомощь: из-за повышенного давления и приступа бронхиальной астмы. Еще двоих направили на рентген с предварительным диагнозом «ушиб».
По предварительной информации, у самолета возникли проблемы с гидравликой — отказ гидравлики закрылок. И у летчиков появились опасения, что при посадке на запасном аэродроме могут отказать тормоза. Поэтому экипаж принял решение садиться не на гладкую взлетную полосу, а на грунт.
Что же такое — отказ гидравлики закрылок, откуда он берется и к чему может привести, объяснили aif.ru специалисты.
Рассуждают пилоты
«Почему произошел отказ — ответов нет, по крайней мере на этот час, оно просто произошло, причина станет известна потом. На самолете гидравлическая система — это как кровь в организме человека. Она питает, управляет многими системами: управление самолета, механизация. Если она отказывает, то потом начинаются проблемы», — сказал специалист по безопасности полетов Александр Романов.
По его словам, могут быть десятки причин для отказа гидравлики.
«Что произошло, то произошло. Ничего страшного, все закончилось хорошо. Пилоты все сделали верно. Если бы не профессионализм пилотов, то последствия были бы катастрофическими. Самолет бы мог просто загореться, был бы пожар, мог сломаться при посадке. Давать точные комментарии — сейчас бессмысленно. Единственное, что, возможно, у них закончилось топливо — одна из причин», — отметил Романов.
Свои версии выдвинул и Заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
«Гидравлика — одна из основных систем в самолете, которая заведует жизнедеятельностью органов управления судна. Например, для крыльев — это закрылки, предкрылки, воздушные тормоза, — объяснил пилот. — Гидравлика отвечает и за выпуск и уборку шасси. Есть некоторые системы в самолетах, где от гидравлики зависит торможение. Комплекс большой, но сама гидравлическая система также состоит из подсистем. Один расходный бак, где находится гидрожидкость, потом по трубопроводу она доставляется к распределителю».
— Почему могла отказать гидравлика?
— Мы точно не знаем. Может разрушиться трубопровод поставки жидкости к исполнительному механизму или к рулевой машинке. Если мы берем эту версию, то такое разрушение может произойти из-за некачественного монтажа, например. А может, имело место быть усталостному разрушению. А вы представьте, что гидрожидкость ходит под давлением 220-270 атмосфер. Это тонны силы ходят там. По докладу экипажа, что я видел в Сети, они начали терять давление гидрожидкости. Допускаю, что слова пилота могли интерпретировать как-то неверно. Мы знаем, что давление в гидросистеме номер 1 — 220-270 должно быть, если снизилось до 250, то означает, что давление упало, и работоспособность будет уже не такой эффективной. Также мы знаем, если в первой системе давление упало, то есть возможность переключиться на вторую или на аварийную. Если у тебя главный трубопровод подачи самой жидкости к этим ролевым машинкам разрушился, то это же не видно по приборам. Но пилот говорил, что идет потеря. Поэтому, где этот момент истины, когда у тебя дефицит времени, никто не ответит на эти вопросы. Я считаю, что летчик поступил правильно. Они приняли решение совершать аварийную посадку, не долетая до аэропорта Новосибирска. Время идет очень быстро!
— Как отрабатывают пилоты внештатные ситуации: посадки на поле, воде?
— В основном на тренажерах только. Все условно, к сожалению. Посадка на поле на современном самолете практически невозможна. Если еще в военной авиации это возможно, я в свое время садился на грунт, специальные упражнения отрабатывал, но я там был один, без пассажиров. Но сейчас современные самолеты выполнены таким образом, что у них нет технологических возможностей выполнить посадку на грунтовые полосы.
— Добавим, что этот самолет должны были списать в 2024 году.
— Это не страшно! Говорят, что он старый был, но не бывает у нас старых или новых самолетов. Все зависит от того, как его эксплуатировали до этого и как его обслуживали технически — это очень важно! У нас самолеты летают по 50 и более лет.
— Сколько раз в год пилоты отрабатывают внештатные ситуации?
— Минимум два раза в год. Они сдают определенные зачеты. На практике они отрабатывают на тренажёре, как мы говорим, особые случаи в полете.
Самолёт экстренно приземлился в поле в Новосибирской области
«Я горжусь вами, экипаж!»
СК РФ возбудил дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Прокуратура организовала проверку по факту аварийной посадки. Авиакомпания выясняет обстоятельства инцидента, а члены экипажа судна стали народными героями.
Бортпроводники Дарья Глушкова, Аиша Гумметова, Дмитрий Костылев, Дмитрий Рябов, также капитан судна Сергей Белов и второй пилот Эдуард Семенов совершили чудо. Пользователи Сети поздравляют их наперебой. Присоединился и другой известный пилот Дамир Юсупов, который в 2019 году посадил самолет на кукурузное поле в Подмосковье.
«Хочу поделиться эмоциями. Не успев зарулить на стоянку после очередного рейса, от коллег узнал неожиданную новость: экипаж рейса U61383 авиакомпании „Уральские авиалинии“, выполнявший рейс по маршруту Сочи — Омск, совершил вынужденную посадку на поле в Новосибирской области. Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолет не получил значительных повреждений. Самое главное — все сегодня вернутся домой к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Для меня это очень волнительная новость, так как сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж! Спасибо вам всем!» — написал Юсупов у себя с соцсетях.