aif.ru counter
938

Конка дальше не идет. Закрылась последняя линия конного трамвая в мире

Конный трамвай острова Мэн успешно функционировал на протяжении 140 лет.

«Невыносимое бремя для налогоплательщиков»

Последняя в мире линия конного трамвая, или конки, прекращает свою деятельность. Городской совет Дугласа, столицы входящего в состав Великобритании острова Мэн, принял решение о прекращении деятельности этого вида транспорта, работавшего в городе в течение последних 140 лет.

Городской совет Дугласа сообщает, что данное решение принято «с большим сожалением», но конка стала «невыносимым бременем для налогоплательщиков». В 2015 году убыток от ее деятельности составил 263 тысячи фунтов.

Дугласский конный трамвай в последние десятилетия представлял из себя одну из самых популярных туристических достопримечательностей острова Мэн.

Единственная линия конки протяженностью в 2,8 км проходила вдоль морского променада, от южной конечной остановки на пирсе Виктория (Victoria Pier) мимо морского вокзала (Sea Terminal) к северной конечной остановке Derby Castle. Обслуживали линию 23 вагона и 45 лошадей.

Транспорт, ставший аттракционом

Разработал систему конки на острове Мэн инженер из Шеффилда Томас Лайтфут. Он же был единственным владельцем конки с 1876 по 1882 годы, после чего система была продана фирме Isle of Man Tramways Ltd, позднее поменявшей название на Isle of Man Tramways & Electric Power Co Ltd. Когда в начале XX века фирма обанкротилась, конка оказалась на балансе городского совета Дугласа, который отвечал за ее содержание и эксплуатацию более века.

Единственным периодом, когда конка в Дугласе не работала, была Вторая Мировая война. При этом с 1927 года конный трамвай работал только в летний период.

В последнее время конка функционировала с мая по сентябрь, работая с девяти утра до шести вечера. Проехаться на конном трамвае можно было за 3 фунта или за 5, но с правом посещения конюшни трамвая, действовавшей в качестве музея. Большинство туристов, составляющих львиную долю пассажиров конки, разумеется, не упускали случая посетить музей.

Но, увы, даже популярность у туристов не смогла помочь последней конке избежать закрытия.

Безопасная альтернатива опасным паровозам

Конная железная дорога и конный трамвай возникли на заре железнодорожного транспорта. В мире в этот период было немало людей, оценивших удобства передвижения по рельсам, но категорически не доверявших паровозам.

В качестве альтернативы «опасной» паровой тяге выступала предложенная старая и проверенная конная тяга.

На железной дороге, однако, лошади проиграли паровозам довольно быстро. Стало очевидно, что на дальних расстояниях конная тяга уступает и в скорости, и в максимально возможной нагрузке.

Зато вагоны, бегущие по рельсам на конной тяге, во второй половине XIX века стали популярны в крупных городах Северной Америки и Европы.

К 1890 году в США функционировало 8955,8 км конно-рельсовых линий, в Германии — 1286 км, в России — около 600 км.

Первая русская городская конка появилась в 1860 году в Петербурге и использовалась для товарных перевозок. Пассажирская линия в столице Российской империи открылась в 1863 году.

Русская конка: от расцвета до заката

В Москве проект первой линии конки был утвержден в 1872 году, а регулярное движение от Иверской часовни через Страстную площадь, Тверскую заставу до Петровского парка открылось 13 сентября 1874 года.

К 1891 года сеть конки, принадлежавшая Первому обществу железно-конных дорог, насчитывала 10 линий и 5 депо.

Во второй половине 1880-х годов в Москве началось строительство второй сети железно-конных дорог, независимой от первой. Ее владельцем стало Второе общество железно-конных дорог. В эту сеть входили к 1891 году 13 линий и три депо-конюшни.

Такое положение вещей было крайне неудобно для города, и в итоге сторонам удалось достичь соглашения, объединив московскую конку в общую сеть.

Расцвет эпохи конки как в России, так и за рубежом, пришелся на конец XIX – начало XX века. Конный трамвай, стремительно ворвавшийся в жизнь больших городов, так же быстро стал из нее исчезать вместе с появлением трамваев с электрической тягой. В ноябре 1911 года конка в последний раз проехала по улицам Москвы, окончательно уступив место электрическому конкуренту. Чуть позже завершила свою работу конка в Петербурге.

Конка в Москве, 1900 год/
Конка в Москве, 1900 год/ Фото: Commons.wikimedia.org/ Bundesarchiv, Bild

Очень скоро во всем мире городской транспорт на конной тяге сошел на нет, сохранившись в качестве исторического раритета лишь в отдельных уголках планеты.

Конный трамвай острова Мэн оказался самым живучим и устойчивым к изменениям. Однако теперь и он ушел в прошлое, оставив лишь воспоминания о минувшей эпохе.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Михаил Якимов
    |
    10:29
    26.01.2016
    0
    +
    -
    Может быть, следовало оставить несколько вагонов конной тяги, и чередовать использование ретро-вагонов на конной тяге с современными вагонами на одних и тех же линиях. Так, например, это сделано в Лиссабоне (Португалии), где современные трамваи повышенной комфортности соседствуют с ретро-трамваями, которые пользуются большой популярностью у туристов.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли замораживать арбуз?
  2. Какие прививки рекомендуется сделать детям перед школой?
  3. Что случилось с Никитой Михалковым?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ