«Невыносимое бремя для налогоплательщиков»
Последняя в мире линия конного трамвая, или конки, прекращает свою деятельность. Городской совет Дугласа, столицы входящего в состав Великобритании острова Мэн, принял решение о прекращении деятельности этого вида транспорта, работавшего в городе в течение последних 140 лет.
Городской совет Дугласа сообщает, что данное решение принято «с большим сожалением», но конка стала «невыносимым бременем для налогоплательщиков». В 2015 году убыток от ее деятельности составил 263 тысячи фунтов.
Дугласский конный трамвай в последние десятилетия представлял из себя одну из самых популярных туристических достопримечательностей острова Мэн.
Единственная линия конки протяженностью в 2,8 км проходила вдоль морского променада, от южной конечной остановки на пирсе Виктория (Victoria Pier) мимо морского вокзала (Sea Terminal) к северной конечной остановке Derby Castle. Обслуживали линию 23 вагона и 45 лошадей.
Транспорт, ставший аттракционом
Разработал систему конки на острове Мэн инженер из Шеффилда Томас Лайтфут. Он же был единственным владельцем конки с 1876 по 1882 годы, после чего система была продана фирме Isle of Man Tramways Ltd, позднее поменявшей название на Isle of Man Tramways & Electric Power Co Ltd. Когда в начале XX века фирма обанкротилась, конка оказалась на балансе городского совета Дугласа, который отвечал за ее содержание и эксплуатацию более века.
Единственным периодом, когда конка в Дугласе не работала, была Вторая Мировая война. При этом с 1927 года конный трамвай работал только в летний период.
В последнее время конка функционировала с мая по сентябрь, работая с девяти утра до шести вечера. Проехаться на конном трамвае можно было за 3 фунта или за 5, но с правом посещения конюшни трамвая, действовавшей в качестве музея. Большинство туристов, составляющих львиную долю пассажиров конки, разумеется, не упускали случая посетить музей.
Но, увы, даже популярность у туристов не смогла помочь последней конке избежать закрытия.
Безопасная альтернатива опасным паровозам
Конная железная дорога и конный трамвай возникли на заре железнодорожного транспорта. В мире в этот период было немало людей, оценивших удобства передвижения по рельсам, но категорически не доверявших паровозам.
В качестве альтернативы «опасной» паровой тяге выступала предложенная старая и проверенная конная тяга.
На железной дороге, однако, лошади проиграли паровозам довольно быстро. Стало очевидно, что на дальних расстояниях конная тяга уступает и в скорости, и в максимально возможной нагрузке.
Зато вагоны, бегущие по рельсам на конной тяге, во второй половине XIX века стали популярны в крупных городах Северной Америки и Европы.
К 1890 году в США функционировало 8955,8 км конно-рельсовых линий, в Германии — 1286 км, в России — около 600 км.
Первая русская городская конка появилась в 1860 году в Петербурге и использовалась для товарных перевозок. Пассажирская линия в столице Российской империи открылась в 1863 году.
Рельсы истории. Как строили трамвайные линии в Волгограде | Фотогалерея
Рельсы истории. Как строили трамвайные линии в Волгограде | Фотогалерея
Русская конка: от расцвета до заката
В Москве проект первой линии конки был утвержден в 1872 году, а регулярное движение от Иверской часовни через Страстную площадь, Тверскую заставу до Петровского парка открылось 13 сентября 1874 года.
К 1891 года сеть конки, принадлежавшая Первому обществу железно-конных дорог, насчитывала 10 линий и 5 депо.
Во второй половине 1880-х годов в Москве началось строительство второй сети железно-конных дорог, независимой от первой. Ее владельцем стало Второе общество железно-конных дорог. В эту сеть входили к 1891 году 13 линий и три депо-конюшни.
Такое положение вещей было крайне неудобно для города, и в итоге сторонам удалось достичь соглашения, объединив московскую конку в общую сеть.
Расцвет эпохи конки как в России, так и за рубежом, пришелся на конец XIX – начало XX века. Конный трамвай, стремительно ворвавшийся в жизнь больших городов, так же быстро стал из нее исчезать вместе с появлением трамваев с электрической тягой. В ноябре 1911 года конка в последний раз проехала по улицам Москвы, окончательно уступив место электрическому конкуренту. Чуть позже завершила свою работу конка в Петербурге.
Очень скоро во всем мире городской транспорт на конной тяге сошел на нет, сохранившись в качестве исторического раритета лишь в отдельных уголках планеты.
Конный трамвай острова Мэн оказался самым живучим и устойчивым к изменениям. Однако теперь и он ушел в прошлое, оставив лишь воспоминания о минувшей эпохе.