Как хотят ужесточить правила внесения авиапассажиров в черные списки?
«Аэрофлот» разработал поправки в Воздушный кодекс РФ (ВЗК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ), предполагающие создание единого черного списка пассажиров для всех авиакомпаний, а также ужесточение правил, по которым действуют такие списки. Проект изменений поддержали другие авиакомпании из Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, включает 23 перевозчиков, в том числе S7, «Уральские авиалинии», Utair и др.), она направила предложенные поправки в Минтранс. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на письмо АЭВТ на имя замминистра Игоря Чалика.
Как сейчас работают черные списки авиакомпаний?
Авиакомпании начали создавать собственные черные списки авиадебоширов давно, но до 2018 года они не имели права отказывать пассажирам, попавшим в эти реестры, в приобретении новых билетов на свои рейсы. Перевозчики могли лишь обеспечивать более пристальное наблюдение за попавшими в черный список нарушителями.
В 2018 году в Воздушный кодекс РФ были приняты поправки, которые дали право авиакомпаниям в течение года отказывать в перевозках пассажирам, оказавшимся в их черных списках.
За какие нарушения могут не пустить на борт в течение года?
Согласно ст. 107.1 ВЗК РФ, перевозчики вправе отказывать в перевозках в течение года пассажирам, которые совершили хулиганство на борту (п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ), действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ), или отказались выполнять законное распоряжение командира судна (ч 6. ст. 11.17 КоАП РФ).
При этом закон установил, что авиакомпании должны пускать на борт людей, находящихся в их черном списке, в исключительных случаях: если пассажир отправляется на лечение, похороны члена семьи или близкого родственника, должен сопровождать в полете инвалида или возвращается в РФ из места, откуда можно добраться только на самолете.
Как происходит внесение в черные списки авиакомпаний?
Авиакомпания принимает решение о внесении пассажира в свой черный список на основе судебного решения по итогам инцидента, который он совершил на борту. Перевозчик должен направить дебоширу письменное уведомление о том, что он включен в реестр, после чего ему будет отказано в дальнейших перевозках в течение года.
При этом по действующему закону российские перевозчики не смогут делиться черными списками друг с другом из-за требований закона о персональных данных. Поэтому у авиадебоширов остается возможность летать рейсами других авиакомпаний.
Как хотят ужесточить правила в отношении авиадебоширов?
«Аэрофлот» выступает за ужесточение черных списков с 2013 года. Сейчас авиакомпания предлагает разрешить авиакомпаниям меняться данными о пассажирах, внесенных в их черные списки.
Кроме того, законопроектом предлагается расширить состав нарушений, которые позволяют отказывать дебоширам в перевозке: включить в него курение и мелкое хулиганство на борту. Также поправки предполагают увеличение срока действия черных списков с одного до трех лет и предоставление к ним доступа туроператорам, чтобы дебоширы не могли летать еще и чартерными рейсами.
Источник издания в Минтрансе сообщил, что обращение от Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта «получено недавно и пока находится на изучении».
Введение поправок поддержали в Общероссийском объединении пассажиров (ООП). Его председатель Илья Зотов заявил, что необходимо не только вносить нарушителей в единый реестр, но и сделать его ведение обязательным для всех российских авиакомпаний. В ООП считают, что «строгость мер» повысит общий «комфорт полета и резко снизит количество нарушителей в воздухе».
Источники: