До 16 октября все желающие могут посмотреть, потрогать и оценить полноразмерный концепт плацкартного вагона нового поколения, а также оставить свои отзывы о нем. Макет представлен Федеральной пассажирской компанией (АО «ФПК» — дочернее общество ОАО «РЖД») и «Трансмашхолдингом» (ТМХ) на площади Павелецкого вокзала в Москве.
Комфортная романтика
Романтика под стук колёс обещает быть комфортнее, а сам стук — тише. Вагон гораздо шире и даже длиннее, чем всем нам привычные плацкарты. Длина пассажирских спальных мест в нём увеличена со 173 до 188 см. В представленной комплектации вместо девяти купе стало десять. За счет перекомпоновки внутреннего пространства и увеличения пассажирского салона на 2,9 метра появилось дополнительное место для хранения постельного белья, что сделает работу проводников комфортнее. Также в новом вагоне есть отдельная душевая.
Кстати, появилось много зарядок, ячеек для гаджетов и прочих небольших вещей, отчего всем пассажирам будет удобнее.
«В общем, получился дом на колёсах, — комментирует генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. — При том, что это вагон общего пользования, в нём есть возможность с помощью шторок создать индивидуальное пространство, где человек сможет уединиться на какое-то время.
Интересное решение предложено для размещения багажа: в одном из вариантов специальные шкафы для него располагаются в центре большого четырёхместного купейного отсека. Время покажет, какую оценку новшествам дадут пассажиры, но в целом заметна возрастающая забота и РЖД с Федеральной пассажирской компанией и производителя о гостях железной дороги».
По просьбам пассажиров изменили даже внутренние цвета вагона с синих и серых на более тёплые и дружелюбные бежевые и кофейные. Перевозчик продолжает собирать предложения по улучшению вагона, планируя в конечном итоге найти тот вариант, который устроит большинство путешественников.
Но успокоим скептиков: по словам представителей РЖД, повышения цен на проезд в новых плацкартных вагонах не ожидается, поскольку тарифы контролируются государством.
Габарит «Т»
Вагон нового поколения именуется габаритом «Т». Обычно в таких размерах строят пригородные электропоезда. Их габариты больше стандартных для поездов дальнего следования на 28 см в ширину и на 73 см в длину.
«Компанией была проведена огромная работа, чтобы привести в соответствующий вид инфраструктуру, чтобы в том числе вагоны такого габарита, как „Т“, могли эксплуатироваться на всей железнодорожной сети, в первую очередь — на южном направлении, — говорит заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов. — Это было непросто, мы выполняли эту работу, готовясь к пропуску и двухэтажного подвижного состава тоже. Всё завершено, поэтому и появилась уникальная возможность увеличить длину и ширину вагона».
По словам Пегова, ожидается, что составы с новыми плацкартами могут начать курсировать по стране уже во второй половине следующего года.
«Особое внимание мы уделили безопасности пассажиров, реализовав полный набор требований по обеспечению обеззараживания воздуха и новый подход к обеззараживанию в туалетных помещениях и в душевой, — добавляет заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта ТМХ Александр Лошманов. — Автоматическая система поможет уничтожить микробы и вирусы на поверхностях за счет ультрафиолетового излучения».
Датчики движения и объема позволят определять, когда в туалетной комнате никого не будет. И в это время поверхности в ней будут обрабатываться ультрафиолетовым источником в соответствии с алгоритмом, установленным в рамках многочисленных испытаний, проведенных в профильном учреждении Роспотребнадзора.
Использованные при разработке автоматической системы обеззараживания современные технологии в области сверхмощных специальных светодиодов обеспечивают мгновенное ее включение и выключение.
Павел Иванкин добавил, что это довольно уникальные системы и бо́льшая часть отзывов о них положительная. «В целом, — считает эксперт, — в сегодняшних условиях это одни из самых удачных „фишек“ отечественного производителя, одно из самых интересных, правильных и востребованных решений».
Кроме того, вагон будет оборудован тележками с системой пневмоподвешивания, что обеспечит плавность хода и снизит воздействие на железнодорожные пути.
О перспективах
Расширенный плацкартный вагон — отнюдь не первое инновационное решение ФПК и ТМХ. Они стремятся улучшить качество подвижного состава и предоставить пассажирам в пути новый уровень комфорта. Для этого в 2019 году Федеральная пассажирская компания («дочка» РЖД) заключила с Тверским вагоностроительным заводом (входит в ТМХ) контракт, в рамках которого создаются вагоны нового поколения с учётом пожеланий пассажиров.
В прошлом году компании представили общественности три концепции интерьера нового плацкартного вагона. Макет одной из них — «плацкарт со шкафами и шторками» — можно было увидеть на выставке «Транспорт России-2019», а также на Казанском вокзале Москвы и на вокзале Адлера. В его дизайн были внесены доработки, что и позволило создать концепт, который сейчас представлен на Павелецком вокзале.
Тогда предложенный дизайн интерьера понравился 93% респондентов, а комфорт концептуального дизайна — 88%. 68% опрошенных дали ему оценку «очень понравилось». При этом некоторые отметили, что им бы хотелось расширить пространство вагона и увеличить площадь спальных мест. И вот — пожалуйста, она увеличена.
В течение ближайших лет на железных дорогах продолжат появляться новые составы различных типов: купейные, штабные, с интерьером открытого типа, рестораны, с местами для сидения, а также принципиально новые вагоны для формирования составов типа «push-pull» и двухэтажных электропоездов. Все они полностью будут соответствовать современным требованиям комфорта, надёжности и эпидемиологической безопасности пассажиров.
Часть из них уже работают на маршрутах ФПК. Так, купейные, плацкартные и штабные вагоны, выполненные в виде двухвагонного сцепа, сегодня уже курсируют из Москвы в Белгород, Владивосток, Волгоград, Читу, Балаково и Псков. Всего с начала 2020 года в ФПК поступило 310 одноэтажных вагонов-сцепов.
«Программа по обновлению подвижного состава, — говорит председатель Московского общественного объединения „Союз пассажиров“ Кирилл Янков, — осуществляется уже четвёртый год. В этом году по эпидемиологическим причинам перевозки упали, но это не значит, что она сворачивается, потому что перевозки восстановятся, а долгосрочная программа продолжает работать».
Сейчас ТВЗ ведет подготовку к запуску в производство вагонов в новом габарите. Сертификация их запланирована на вторую половину 2021 года. ФПК совместно с РЖД уже разрабатывают список перспективных маршрутов, на которых может быть запущен многообещающий подвижной состав.