Дайте новенького!
Действительно, парк электропоездов сегодня далеко не в лучшем состоянии. По данным ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК), которая и занимается организацией пригородных пассажирских перевозок, средний возраст арендуемых у РЖД поездов - более 16 лет, их износ - 52,7%. А 109 электропоездов чухают по рельсам свыше 20 лет. Конечно, парк подвижного состава, выражаясь официальным языком, морально и физически устарел.
Особенно тяжело в этом смысле депо Лобня и Нахабино: средний возраст их поездов - вообще 22 года. Понятно, что бесконечно эксплуатировать старые электрички невозможно, в один прекрасный момент они могут просто не поехать.
«В связи с большим количеством подвижного состава с истекающим нормативным сроком службы остро стоит вопрос о замене в ближайшее время части электропоездов, - разъяснял недавно депутатам Московской областной думы Михаил Хромов, генеральный директор ЦППК. - Мы располагаем программой по планомерной закупке нового подвижного состава, отвечающего всем современным требованиям. Кроме того, для обеспечения качества выполнения ремонтных работ компания обратилась в РЖД с предложением о передаче деповских мощностей в аренду. Такая мера позволит сформировать единый центр ответственности за поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии».
В соответствии с упомянутой программой закупок на обновление подвижного состава компания тратит по 10 млрд руб. в год. В этом году появится 30 новых поездов. Их отдадут в эксплуатацию в те самые депо Лобня и Нахабино, где ситуация хуже всех, и ходить они будут по Рижскому, Савёловскому, Белорусскому и Курскому направлениям от столицы.
«Уровень населённости»
Однако одними новыми поездами проблему электричек не решить - слишком она многогранна. К примеру, поменять старые 8-вагонные составы на новые 8-вагонные недостаточно. Электрички, конечно, станут выглядеть приятнее и работать надёжнее, но свободнее - не станут. Так и будет народ набиваться в них в часы пик, точно сельди в бочку. Очевидно, что обновлять подвижной состав нужно так, чтобы одновременно можно было перевозить больше пассажиров.
Программа обновления предусматривает вместо нынешних 8-вагонных составов на тех четырёх направлениях, о которых речь уже шла, 11-вагонные. А на маршруте «Москва - Раменское» - 12-вагонные.
На этом маршруте сейчас ходят скоростные электропоезда «Спутник». Поезда-то хорошие, да только в часы пик «уровень населённости» этих «Спутников», т. е. уровень забитости, - 162%. Увеличение их составов до 12 вагонов, по расчётам, даст прибавку в 76,6% потенциальных мест. Получается, что даже в самое напряжённое время они будут свободными.
Перспектива радужная, да только не на всех станциях платформы позволяют принимать столь длинные поезда. Таким образом, один шаг тянет за собой другие. Одновременно нужно удлинять платформы (в данном случае - в Люберцах и Раменском), а также обновлять и другую пригородную инфраструктуру.
Компания из года в год направляет всю свою прибыль в инвестпрограмму. Так решил её совет директоров. С учётом того, что прибыль здесь образуется в том числе от федеральной льготы, льготы на инфраструктуру и покрытие выпадающих доходов субъектами, эксперты называют решение справедливым.
В очередь за билетом?
Удлинение платформ, капитальный ремонт навесов в местах ожидания поездов, установка новых скамеек - это далеко не всё, что предстоит сделать. Нынешние стихийные парковки, когда автомобили бросают на дорогах и даже газонах близ станций, - результат несоответствия инфраструктуры, построенной много лет назад, современным реалиям жизни.
По данным анализа, дефицит парковок близ подмосковных железнодорожных станций составляет сейчас 80 тыс. машино-мест. Чтобы избавиться от дефицита, планируется строить платные перехватывающие парковки, предусматривающие освещение, видеонаблюдение, охрану и дополнительные услуги, и бесплатные автостоянки, представляющие собой просто благоустроенную территорию. Уже в нынешнем году близ железнодорожных станций в Московской области появится не менее 15 парковок и стоянок.
Возможность купить билет онлайн или пройти турникет, приложив к нему пластиковую карту, - это тоже инфраструктура, которая создаётся и уже заработала. Наш читатель правильно заметил, что бежать в очередь за билетиком - это уже вчерашний день.
Собственно, низкий уровень автоматизации главного пригородного перевозчика страны создаёт неудобства и нам, пассажирам, и ему самому, поскольку ограничивает возможности продаж и не позволяет оперативно отслеживать, как идут процессы по основным видам деятельности.
Поэтому уже начаты масштабные IT-проекты. Объём инвестиций, которые в нынешнем году компания планирует вложить в них, - 1 млрд руб. Благодаря этим вложениям заработали ситуационно-аналитический центр и система электронных продаж.