В Заполярье, в 140 км на юго-запад от Игарки, есть посёлок оленеводов, одноимённый протекающей здесь Советской речке. Самое значимое событие в календаре местных жителей — День оленевода. В гости в этот день обязательно приезжают нефтяники «Роснефти», при поддержке и деятельном участии которых ежегодно проводится главный праздник коренных малочисленных народов красноярской тундры.
Преемственность поколений
В посёлок Советская Речка Туруханского района Красноярского края только вертолётом можно долететь. Среди 110 его жителей большинство эвенки, но есть и ненцы, а также селькупы и кеты. Это самые малочисленные народы: первых в мире 4 тыс. человек, вторых — тысяча.
Жителями считаются и те семьи, которые кочуют, как кочевали предки. «В лесу живём», — говорят они о себе. Здешние места — лесотундровая зона.
Эти люди не чувствуют себя оторванными от остального мира, но при этом поддерживают вековые традиции своего народа. Они передвигаются на современных снегоходах, используют спутниковые телефоны, генераторы и солнечные панели. И все атрибуты цивилизации вполне уживаются с аутентичным убранством исконного чума и одеждой из камуса оленя.
Сегодня кочевники со всей местной тундры съехались в посёлок, потому что нынче праздник — День оленевода. Его обычно проводят с марта по апрель, когда «солнце на лето пошло», т.е. после дня весеннего равноденствия.
Главное действо праздника — национальные гонки на оленьих упряжках. На старт выезжали целыми семьями: отец управляет упряжкой, мать и дети сидят на санях. Все в национальных костюмах, все шутят, смеются. Поддержав глав семейств перед началом соревнований, домашние освобождают сани.
В упряжках по два оленя. Это потому, что трасса здесь неширокая. Когда-то пробовали запрягать больше, но получалась излишняя скученность, животные мешали друг другу.
И вот — старт! Олени стремительно удаляются, а болельщики внимательно всматриваются (многие — сквозь солнцезащитные очки) в белоснежную даль. Достигнув конца трассы, разворачиваются, возвращаются...
С большим отрывом первым приходит Дмитрий Давиндук и собирает аплодисменты и комплименты. Хорей (шест для управления оленями) уже под мышкой. Победу он воспринимает спокойно — не в первый раз, говорит. Ему 34 года, живёт в чуме с женой и двумя детьми, старший ребёнок — в посёлке, учится в начальной школе.
Небольшая передышка — олени, высунув языки, стараются отдышаться. Их хозяева отдыхают на санях, наблюдая за животными. Когда те достаточно отдохнули — новый старт. Теперь уже хореи берут женщины. Они тоже знают толк в гонках оленей и упряжками управляют умело.
Победительницей в женском заезде становится самая старшая его участница — Людмила Давиндук. Ей за 50, и всю жизнь она провела в этих местах. Оленей хорошо понимает, а потому и слушаются они её.
Надежные партнеры
Победители получили в подарок от нефтяников новые снегоходы. Это для коренных жителей Севера жизненно важное средство передвижения. Оленьи упряжки хороши, когда нужно перевести чум на новое место. А для других целей 50 км/ч — скорость, которую развивают эти машины, гораздо эффективнее.
Победителей поздравил и вручил ключи от снегоходов заместитель генерального директора «РН-Ванкор» по развитию производства Александр Вершинин. Посёлок Советская речка расположен по соседству с объектами Ванкорского нефтедобывающего кластера, и у нефтяников со здешними жителями сложились тесные партнерские отношения.
«С начала работы в районе нефтяники Ванкора являются надежными партнерами территории и коренного населения тундры. Ваше бережное отношение к природе, любовь к родной земле являются для нас примером. Осваивая кладовые этой земли, мы стараемся работать так же бережно, с заботой о хрупкой природе Заполярья. Уверен, наши добрососедские отношения будут только крепнуть и развиваться.
В одном из чумов, установленных в посёлке по случаю праздника, расположилась фотовыставка — архивные снимки рассказывали об освоении Ванкорского месторождения и о сотрудничестве нефтяников с народами Севера.
Свидетельства такого надежного партнерства я не раз видела и своими глазами. На Ямале была в ненецкой деревне Харампур, где построены кирпичные дома, внешне напоминающие чумы. Там работает прекрасная школа-интернат: те ученики, чьи родители кочуют, живут в ней. Есть и клуб с национальной библиотекой. Всё это помогла построить «Роснефть», дочерние предприятия которой работают на территории.
Хорей и маут
Олени, сделав своё дело, улеглись на снег. У них время для отдыха перед обратной дорогой к стойбищам посреди бескрайней тундры. А их хозяева продолжили состязания. Теперь хорей воткнут в снег. На него мужчины набрасывают маут (аркан). Для оленевода, которому бывает необходимо поймать и приструнить строптивого животного, это важный навык.
А потом — национальная северная борьба. Один на один. Оба соперника в кафтанах и высоких унтах, подпоясаны поясами, за которые и хватают друг друга, начиная поединок. Побеждает тот, кто уложит соперника на лопатки.
Самая зрелищная часть праздника окончена — пришло время щедрого угощения. Все в чум! Там столы ломятся от яств. Лилия Аркадиева щедро угощает входящих. Юкола (сушёно-вяленое мясо оленя), морошка, олений язык, оленья печень, оленьи глаза. Запечённый чир из озера по соседству, пирог с рыбой, ватрушки с разными начинками... Здешние женщины постарались, наготовили. Среди них тоже проходит конкурс. «Хозяйка тундры» называется. А сами себя они называют чумработницами — такое слово закрепилось ещё с советских времён.
Пока взрослые угощаются, у сцены собрались дети — у них свой конкурс. «У какого животного шкура работает по принципу парника?» — спрашивают их. «У белого медведя!» — «А какое животное считает белого медведя своим другом и держится рядом с ним?» — «Песец!» Ответившие правильно на вопрос получают подарки — игрушки, которые привезли на праздник нефтяники из «РН-Ванкор».
Дети довольны. Они тоже ждали этого дня и очень комфортно чувствуют себя в национальных костюмах. А 3-летняя Софа артистично позирует перед фотоаппаратами, поднимая ручки, чтобы зазвенели бубенцы на рукавах.
Дни оленеводов, по словам Президента Региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края Артура Гаюльского, проходят по всей стране, и это очень важно не только для поддержания вековых традиций аборигенного населения Заполярья, но и для сохранения их редкого языка и самобытной культуры. «Оленеводы — основные носители языка, — поясняет он. — Сохранится оленеводство — значит, сохранится и культура эвенков».