Примерное время чтения: 7 минут
4715

Скайуокер из Эрмитажа. Учёный претендует на авторство «Аватара» и Поттера

Михаил Аникин.
Михаил Аникин. Кадр youtube.com

Начиная с 2006 года старший научный сотрудник Эрмитажа, автор многих статей по проблемам искусства и литературы, член Союза писателей России Михаил Аникин пытается доказать, что именно он придумал сюжет и героев таких книг, как «Код да Винчи», «Ангелы и демоны» (опубликовано Дэном Брауном) и серии «Гарри Поттер» (Джоан Роулинг). В последнее время о деятельности Аникина информации было немного. Теперь он снова напомнил о себе, заявив о том, что придумал и «Аватара» Джеймса Кэмерона, и сюжет второй трилогии «Звёздных войн». 

Аникин Скайуокер

Разговор об авторстве многих произведений Михаил Александрович начинает с упоминания «Аватара» и «Звёздных войн». По его словам, например, название племени на'ви — это имя сына Аникина Ивана наоборот. А главный герой продолжения «Звёздных войн» — и вовсе тёзка: Энакин (от Аникин) Скайуокер. Искусствовед говорит, что придумал это специально, чтобы не осталось сомнений в его авторстве. Отсылает также к хронологии. Первый фильм «Звёздных войн», в котором появляется Энакин, был снят в 1999 году. А события, которые Аникин считает датой утечки его идей, датируются 1998 годом.

Вот как Аникин сам рассказал об этом в своём видеообращении: «В 1998 году мне пришлось работать в Государственном Эрмитаже с несколькими американцами над развёртыванием экспозиции, посвящённой художнику Рене Магритту. В ходе общения с ними я особенно сошёлся с Биллом Стеном, который представился потомком знаменитого голландского художника Яна Стена. Он производил хорошее впечатление, и я поверил ему как интеллигентному человеку. В ходе двухнедельного общения я предложил Стену существенно изменить развитие американской массовой культуры и подробно рассказал о своих идеях и сюжетах, которые могли бы вызвать новый интерес у европейского и русского зрителя, а не только у американцев». 

Особенно подробно Аникин остановился на новом понимании «Джоконды». Его искусствоведческая книга «Леонардо да Винчи, или Богословие в красках» вышла в России в 2000 году. Роман Дэна Брауна «Код да Винчи» в США — в 2003. Аникин говорит, что не боялся делиться своими идеями с иностранцами, поскольку имел целый ряд публикаций на эту тему у себя на родине. 

Помимо «Кода да Винчи», Аникин говорит об авторстве «русских» героев «Поттерианы». Дядя и тётя главного героя там носят фамилию Дурсль, и «лишь русский читатель и зритель способны уловить смысл этой шутки», как подчёркивает искусствовед. Он также перечисляет имена: сова Букля, Волан-де-Морт — от Воланда, Гермиона Грэйнджер от Grand Hermitage (Большой Эрмитаж), профессор Снегг (в книге Роулинг — Снэйп, Snape), Долохов и т. д. 

Создание фамилии писательницы Джоан Роулинг Аникин тоже приписывает себе. 

«Ровлинг — это „гниль, вор“ наоборот. Так я решил подшутить», — говорит он. Настоящей фамилии писательницы Аникин не знает и говорит, что «титаны издательского бизнеса кому угодно могут придумать новую биографию».

Он утверждает, что первое издание книги о Гарри Поттере, которая и принесла славу прежде неизвестной писательнице, якобы было вовсе не в 1997 году, а в 1998, уже после его встречи со Стеном в Эрмитаже. Аникин уверяет, что выходные данные книги были подделаны, что связывает с желанием издателей избежать «проблем с первоисточником из России». 

В итоге хорошие связи Билла Стена и его друзей в Голливуде, по версии Аникина, сделали своё дело. Петербуржец заявляет, что его идеи были использованы в четырёх громких книгах и серии фильмов, сам же он не получил ничего. Искусствовед признаёт, что тогда не подписывал никаких бумаг ни со Стеном, ни с его знакомым, американским издателем Артуром Левайном, выпустившим впоследствии «Гарри Поттера» в США. Аникин уверяет, что между ними существовала устная договорённость «10 лет не раскрывать истинного автора „Кода да Винчи“ и 15 — „Гарри Поттера“». Про «Аватар» и «Звёздные войны» речи вообще не шло, это были «просто идеи, высказанные вслух». 

Однако, как подчёркивает Аникин, вскоре он «понял, что американские коллеги не собираются выполнять обещаний». 

«Тогда и я решил, что тоже не связан прежними договорённостями», — говорит он.

Игра в правду

Во время общения с Михаилом трудно отделаться от впечатления, что вне зависимости от того, имеет ли он на самом деле отношение к обсуждаемым сюжетам, в каком-то смысле для него всё это игра. Возможно, ему нравится постепенно «раскрывать тайны» и смотреть на реакцию окружающих. Сам Аникин говорит, что если бы он сразу заявил все претензии, то его бы точно признали сумасшедшим, поэтому «начал с главных произведений». 

Искусствовед признаётся, что ему не верит даже жена. Мнением директора Эрмитажа Михаила Пиотровского по этому поводу он не интересовался. Публично же Пиотровский ещё после заявлений Аникина насчёт Брауна и Роулинг заявил, что «серьёзно к этой информации относиться нельзя».

Аникин пытался доказать свою правоту в США, где нанял адвоката Клайна Престона. Но впоследствии заявил, что юрист оказался «подставным» и «имитировал» досудебное разбирательство, доведя дело до того, что «в суд там обращаться стало уже нельзя». В США действует норма, согласно которой, если за три года спора итоговое судебное разбирательство не состоялось, все претензии снимаются. Аникин подчёркивает, что в США несколько лет назад была проведена независимая экспертиза, доказавшая ряд заимствований, сделанных Дэном Брауном. Но это тоже ни к чему не привело.

Теперь искусствовед ищет хорошего адвоката уже в России, планируя осенью обратиться в один из российских судов. 

«Если не получится здесь, пойду в Европейский суд по правам человека», — добавляет он. В суде планирует требовать «не меньше половины» заработанного Дэном Брауном и Джоан Роулинг. К авторам «Аватара» (Джеймсу Кэмерону) и «Звёздных войн» (Джорджу Лукасу) материальных претензий петербуржец не имеет, но «взывает к совести режиссёров, чтобы они просто раскрыли правду об одном из авторов сюжета».

Правда, шансов привлечь крупные американские издательства или кинокомпании к ответу в России у Аникина ещё меньше, чем в США, уверен адвокат Константин Трапаидзе. 

«Если какой-то российский суд возьмётся за это дело, даже если в США уже была проведена экспертиза, будет назначена новая. И я не думаю, что для Аникина это что-то изменит», — предполагает Трапаидзе.

В целом, по словам юриста, это дело могло бы быть подсудно специальному суду по интеллектуальным правам в Москве. Примут ли иск Аникина там, пока неизвестно. Здесь существует масса нюансов: от необходимости правильного заполнения всех документов до наличия серьёзной доказательной базы у сотрудника Эрмитажа. Кроме того, прецедентов, когда кто-то засудил в России крупную иностранную компанию за нарушение авторских прав, до сих пор не было. 

К тому же, как подчёркивает эксперт, в позиции Аникина есть уязвимые места. К примеру, объектом авторского права, как правило, является целое произведение, но не идея. Даже о более «предметных» изобретениях, например, о радио, до сих пор спорят, кто же был первым, как напоминает специалист по интеллектуальной собственности, адвокат Владимир Дмитриев.

«А в случае с идеями или сюжетами крайне сложно доказать, что двум людям в разных частях света они одновременно не могли прийти в голову, — говорит адвокат. — Если бы он опубликовал в интернете какой-то текст, который потом стал частью чужого произведения, или выложил ролик в YouTube, где предельно конкретно описал свою идею, это подняло бы его шансы», — говорит юрист. 

В любом случае YouTube в 1998 году ещё не было.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах