У истории весьма своеобразное чувство юмора. Проблемы, которые возникли у российского народа с частью собственной творческой интеллигенции в 2022 году, происходят ровно через 100 лет после аналогичного размежевания.
Рейс из Петрограда
Осенью 1922 года из Петрограда водным путем в Германию убыли несколько десятков представителей русской интеллигенции, оппозиционно настроенных к большевикам.
Данный исход, вошедший в историю как «Философский пароход», был мерой принудительной — советское руководство выставило несогласных вон, пообещав в качестве альтернативы тюремную камеру.
На протяжении долгого времени, особенно после развала СССР, о «Философском пароходе» было принято говорить с сожалением — мол, каких умов лишилась наша Родина.
Однако большевикам в логике не откажешь. Одержав победу в Гражданской войне, они приступили к строительству принципиально нового государства, и эти принципы очень не нравились Западу. В этих условиях иметь внутри мощных оппонентов, своими действиями мешающих реализации выбранного курса, Ленин и его единомышленники сочли слишком дорогим удовольствием.
В конечном счете, схватку с фашизмом выиграл именно советский проект, и эта одна из причин, по которой он вызывает столь большую ненависть у неонацистов.
«Я потерял рекламные деньги»
Сто лет спустя, вновь оказавшись на историческом переломе, Россия «Философских пароходов» не формирует. Оппозиционный стране блок великими умами и принципами сегодня не представлен.
Российская интеллигенция сегодня пытается уйти, не уходя. Ей хочется сохранить возможность запускать свои руки в карманы россиян, одновременно осуждая их за «милитаризм и варварство». Модной темой стал «отдых в Израиле» — этакая эмиграция в облегченном режиме.
Но молча отсидеться смогли далеко не все. Юморист Максим Галкин сделал заявление, которое не оставляет сомнений в его позиции: «Давайте все-таки восстановим хронологию. 24 февраля я выставил антивоенный пост. Я был в Москве, не в Израиле. В течение двух последующих дней российская власть, как они уже это делают технологически, я не знаю, запретила моё лицо в рекламных паузах, у меня сорвались все рекламные контракты, которые на тот момент должны были пролонгироваться до конца года. Я потерял рекламные деньги. Я потерял концертные деньги, потому что в разных городах России, где у меня должны были состояться концерты, местные власти, ФСБ, местная администрация стали запрещать мои концерты, делать это негласно, не давая официальных бумаг и разъяснений. Стали запугивать местных организаторов, из-за этого у меня стали переноситься или вообще отменяться концерты… Сложно меня упрекнуть, наверное, в предательстве. Я готов выступать перед любимым российским зрителем, как и выступал всю жизнь. Не упрекайте меня в предательстве, предательства здесь нет. Вы в голове разграничьте “власть” и “родину”. Я всегда это различал. Для меня нет границ, есть зритель, зал и сцена».
Впрочем, и на этом Галкин не остановился. Он обещает пожертвовать Украине часть денег, собранных на концертах в Израиле. В его речах звучат обвинения в адрес российской армии в разрушении Мариуполя, в атаках на Одессу и даже фейк о Буче Галкин повторил — то есть супруг Аллы Борисовны окончательно встал в строй тех, кто воюет против России. Ну, по крайней мере, в информационном плане.
Сын генерала, «преемник» Задорнова
Причем речь идет о человеке, который годами был звездой федеральных каналов, получая заоблачные гонорары и отлично понимая, что эти деньги — из бюджета. И за это время никто не поинтересовался, что у парня за душой.
В свое время знаменитый Михаил Задорнов стал выводить на сцену молодого и талантливого пародиста Галкина, называя его своим «преемником». Задорнов, патриот, хоть и с большими «странностями», не застал публичного перерождения своего протеже.
Самое удивительное заключается в том, что Галкин — сын генерала Александра Галкина, возглавлявшего в течение десяти лет Главное автобронетанковое управление Минобороны. Как в семье военных, отдавших себя служению Родине, мог вырасти человек, в трудную минуту сбегающий из страны и жалующийся, что россияне ему не будут платить?
В отличие от событий 100-летней давности, исход Галкина и иже с ним тяжелой потерей нельзя назвать даже с натяжкой. Тут скорее вопрос в другом — почему культурное пространство нашей страны было в течение долгого времени населено людьми, презирающими выбор собственного народа, но жиреющими на его ресурсах? Не в том ли дело, что, допустив в 1990-х появление класса имущих, поднявшихся на разграблении народного достояния СССР, мы позволили нуворишам формировать по своему вкусу такую же «культурную элиту»?