В ОАЭ завершилась 17-я Международная аэрокосмическая выставка Dubai Airshow-2021. Пандемия, из-за которой были отменены или переведены в онлайн-формат многие международные выставки 2020-2021 гг., никуда не исчезла, но и не стала причиной отмены авиасалона. Поделюсь некоторыми своими мыслями о ней. Считаю, что имею на это право, проработав на десятках подобных выставок на протяжении 40 лет.
На аэродроме в 40 км от Дубая были развернуты павильоны стран-участников с образцами продукции военного назначения, рядом на стоянке — военные и гражданские самолеты, вертолеты и беспилотники различного назначения.
Но тем, кто не смог попасть на выставку, получить информацию о том, что же в действительности происходило в ОАЭ, ориентируясь только на официальные СМИ, было непросто. Речь не об освещении российского участия. Тут-то как раз информации было с избытком. Правда, в основном повторялось все то, что уже неоднократно было сказано три месяца назад на МАКСе. Корреспонденты российских СМИ, которых прилетел не один десяток, ретранслировали из Дубая домашние заготовки с прилагательными в исключительно превосходной степени, больше напоминающими рекламные сообщения. Представленная на салоне российская авиатехника была «новейшей», «уникальнейшей», «инновационной», «высокотехнологичной», «превосходящей все зарубежные аналоги».
Не будем с этим спорить. Вопрос в другом: а разве салон был исключительно российским? Разве на нем не были представлены другие страны с образцами своей авиатехники, которые сегодня составляют серьезную конкуренцию нашей продукции?
И что могут извлечь для себя полезного из этой информации сотрудники нашего ОПК, которым ввиду их особого статуса не положено пересекать границы? Те самые разработчики, которые должны быть в курсе всех тех изменений и нюансов, которыми изобилует мировой рынок вооружений. Ведь они должны получать не рекламную, а выверенную техническую информацию о конкурирующих западных разработках и на ее основе создавать нашу боевую технику, «превосходящую зарубежные аналоги». И получать эту информацию именно сегодня, когда многие предприятия российского ОПК находятся под санкциями, а ведущие западные информационно-аналитические центры и издания отказывают русским в подписке на свои продукты.
Dubai Airshow не является крупнейшим мировым авиасалоном. Первенство по праву принадлежит авиационно-космической выставке в Ле-Бурже. Во времена СССР работа там советской делегации, формируемой Министерством авиапрома, строилась на фундаментальной основе. За несколько месяцев до начала работы Ле-Бурже в Москве из открытых источников собиралась, систематизировалась и анализировалась информация о том, что будет представлено во Франции. В делегации формировались группы из наиболее авторитетных в своих областях специалистов, и предварительный аналитический отчет доводился до каждого. Таких групп было до 10, и перед ними ставилась задача сбора информации в таких областях, как аэродинамика и проектирование летательных аппаратов, боевые самолеты, гражданские самолеты, авиадвигатели, бортовое радиоэлектронное оборудование, авиационные материалы, авиационное вооружение и т. д. Итогом работы делегации были не только отчеты каждой из групп, но и десятки килограмм собранных информационных материалов, которые доставлялись в Москву. На их основе делался основной аналитический отчет, по которому принимались важнейшие решения. Они касались определения эффективности тех или иных аэродинамических компоновок зарубежных летательных аппаратов, их сопоставления с нашими самолетами и вертолетами, выбора наиболее эффективных авиационных средств поражения и прочего. Иными словами, работа делегации на салоне была ориентирована не на пиар и рекламу, а на информационное обеспечение работы отечественного ОПК.
Если брать во внимание недавние «доковидные» времена, то деятельность многочисленных пресс-шале западных компаний была расписана по часам. В бизнес-дни там ежедневно проводились брифинги, которые можно было посещать всем аккредитованным журналистам, снимать, задавать любые вопросы и получать на электронных носителях презентации по тем летательным аппаратам, которые продвигаются на мировой рынок. На этих брифингах, к сожалению, я крайне редко встречал журналистов из России. Основной их задачей было не упустить очередную VIP-персону из состава российской делегации и передать в Москву информацию, которую можно было бы озвучить и дома.
Весь комизм (а может, трагедия) организации информобеспечения показа нашего авиапрома на зарубежных выставках в том, что мы свою деятельность освещаем сами для себя. Никого в мире по большому счету она не интересует, поскольку носит исключительно рекламный характер. Серьезные же западные издания, публикации которых мгновенно становятся известными во всем мире и которые влияют на принятие решений на мировом рынке вооружений, мало обращают внимания на информацию подобного рода. Потому, когда очередной блогер или тиктокер, включенный в состав делегации какой-нибудь российской компании, будет информировать с зарубежного салона своих многочисленных малолетних и малообразованных подписчиков, на информационную поддержку российского экспорта продукции военного назначения это не окажет никакого влияния.
Сегодня на зарубежных аэрокосмических выставках Россию представляет множество «эффективных менеджеров», переводчиков и журналистов-ретрансляторов, в задачу которых входит передача в Москву заранее согласованных заявлений и сообщений об успешной работе российской делегации. Технических специалистов практически не встретишь. Да и о каких таких специалистах может идти речь? Зато, куда ни бросишь взгляд, везде специалисты по пиару и маркетингу.
Хотя это ведь тоже искусство. Так построить рекламную кампанию истребителя Checkmate, что самолета еще нет и можно лишь предполагать, когда будет, но его тем не менее представляют как «превосходящий все известные мировые аналоги». И за ним, как нас уверяют, уже выстроилась очередь из зарубежных покупателей.