Примерное время чтения: 4 минуты
17100

Круговорот глупости. Пять человек в «Титане» убила потеря чувства опасности

Подводная драма, за которой наблюдал весь мир, завершилась трагедией. Береговая охрана США объявила о том, что на дне Атлантики рядом с обломками лайнера «Титаник» обнаружены детали батискафа «Титан».

«Это неприлично безопасно»

Все пять человек, находившихся на борту «Титана» в момент его последнего погружения, объявлены погибшими. Отсчет времени, за которое у экипажа мог закончиться кислород, судя по всему, был бессмысленным — причиной катастрофы названа имплозия, то есть взрывное действие, направленное внутрь. Иными словами, конструкция аппарата не выдержала, и под гигантскими давлением воды батискаф буквально смяло.

И тут нельзя не вспомнить интервью Стоктона Раша, руководителя компании, эксплуатировавшего «Титан» и погибшего вместе с ним: «В коммерческой ветке глубоководного туризма не было ни одной травмы за последние 35 лет... Потому что это неприлично безопасно, потому что в этой ветке бизнеса и технологий есть масса четких правил на все случаи жизни. Кстати, эти правила и не дают отрасли расти и развиваться». 

То, что известно сейчас, говорит об одном — история батискафа «Титан» является абсолютной авантюрой, наплевательством на правила и нормы, игрой в «русскую рулетку».

То, что должно было случиться

С момента постройки батискафа нарушалось все, что только можно, а предупреждения специалистов игнорировались. Даже сознавая, что для глубин в 4 км «Титан» непригоден, компания начала погружения, всякий раз ставя под удар и своих сотрудников, и тех состоятельных туристов, которые были готовы выложить за путешествие сотни тысяч долларов.

Из рассказов тех, кто участвовал в экспедициях к «Титанику» в 2021 и 2022 годах, становится ясно, что различные неполадки происходили едва ли не при каждом погружении. Однако желание «нырнуть к «Титанику» напрочь перекрывало у людей элементарный здравый смысл.

В таких обстоятельствах трагедия неизбежна, и вопрос лишь в том, когда она произойдет.

В истории бывало не раз — когда достижение какой-либо цели, ранее казавшейся недосягаемой, начинает казаться чем-то будничным, жди беды. Иллюзия легкости постепенно размывает чувство ответственности.

Всеобщий «авось»

Стоило полетам самолетов стать чем-то привычным, как появились механики, халатно относящиеся к обслуживанию механизмов. Стоило автомобилям стать доступными, как появились лихачи, игнорирующие правила дорожного движения.

Успехи в космической гонке затмили разум конструкторам — запуск «Союза-1», при котором погиб космонавт Владимир Комаров, был «сырым», достаточного количества испытаний систем проведено не было. Экипаж «Союза-11» погиб потому, что в какой-то момент инженерам показалось, что угроза разгерметизации не настолько серьезна, чтобы держать на борту скафандры. Американский космический корабль «Челленджер» погиб из-за неполадки, которую все сочли незначительной. Повреждение уплотнительного кольца стоило семи человеческих жизней.

17 лет спустя незначительным сочтут повреждение изоляционной плитки на крыле космического корабля «Колумбия» — за расслабленность специалистов своими жизнями заплатят еще семь астронавтов.

Можно не сомневаться, что с увеличением числа стартов частных космических кораблей с туристами трагедий не избежать. Рано или поздно кто-то решит, что те или иные правила не настолько важны, чтобы их соблюдать.

Практически ежегодно на Эвересте гибнет кто-то из туристов. Потому что иллюзия «заплатил и оказался на вершине» убивает у людей чувство серьезности всего происходящего. А упоминание о «зоне смерти», из которой не выбраться, если не можешь идти сам, кажется просто щекочущим нервы атрибутом игры.

Риск должен быть оправдан

Погружения на глубины в несколько километров по сложности не уступают космическим полетам. Но такое ощущение, что после того, как Джеймс Кэмерон во время съемок своего «Титаника» задействовал глубоководные аппараты «Мир», многие решили, что речь идет об аттракционе, доступном каждому, у кого есть деньги.

Катастрофа «Титана», несомненно, станет очень жесткой встряской. Следует ожидать ужесточения требований к сертификации глубоководных аппаратов. Не исключено, что получение разрешений на погружения к «Титанику» будет существенно ограничено.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах