Примерное время чтения: 19 минут
57578

«Мама, они нас убьют». Как коллекторские агентства терроризируют должников

Надежда Кузьмина / АиФ

История школьницы Лилу, выбросившейся из окна из-за звонка коллекторов, потрясла всю страну. Семья девочки никаких долгов не имела и просто жила в квартире, которую им сдавала мама должника. Сейчас ребёнок прикован к постели и очень медленно идёт на поправку. Градус ненависти к коллекторам в обществе растёт с каждым днём, и небезосновательно — в попытке выбить долги коллекторы часто нарушают закон.

Ребёнок выбросился из окна

Фидана Исмаилова с мужем Вячеславом и 10-летней дочкой Лилу переехали в Петербург в декабре 2013 года. Семья наспех сняла квартиру на десятом этаже дома в спальном районе города, рядом с родственниками. Однако жизнь на окраине города оказалась совсем не спокойной. Вскоре после въезда в новую квартиру семье стали звонить коллекторы. «Они общались иногда нормально, иногда грубо, — рассказывает Фидана. — Бывает, переходили на ты. Один раз я услышала от них: „Вы не боитесь, что мы подъедем, и вы из квартиры не выйдете?“».

По словам Фиданы, тогда она ещё толком не понимала, чем грозят эти звонки: раньше женщина никогда не сталкивалась с коллекторами. Тем более, кредитов у семьи не было. Однажды Фидана открыла почтовый ящик, и оттуда на неё буквально выпал ворох писем от разных банков. Женщина рассказала о письмах и звонках хозяйке квартиры, Тамаре Никифоровой, когда та пришла за деньгами за квартиру. Выяснилось, что сын Никифоровой взял в кредит телефон и с тех пор скрывается. Хозяйка квартиры порвала все письма и сказала Исмаиловым, чтобы не обращали на это внимания.

Звонки продолжались в течение нескольких месяцев. 6 апреля 2014 года, в выходной, Фидана с Вячеславом поехали в магазин — нужно было купить компьютерное кресло. Лилу осталась дома. Как обычно, Фидана дала дочке денег на карманные расходы — девочка собиралась пойти в кафе с подружками. После кафе пятиклассницы стали кататься на роликах, но планы испортил начавшийся дождь. Лилу пригласила подруг к себе в гости на чай с пирожными, но те отказались, и все девочки разошлись по домам.

Через сорок минут Фидана с мужем подходили к дому. Фидана позвонила на мобильный телефон Лилу, чтобы дочка спустилась и помогла донести пакеты до квартиры — кроме двух кресел, супруги купили продуктов. Тогда женщина позвонила на домашний телефон, но трубку снова никто не поднял. «Я подумала, что она слушает музыку, — вспоминает Фидана. — Мы поднялись в квартиру. Я увидела, что наушники лежат на столе. Балконная дверь была открыта, а на балконе стояла табуретка. Когда я это увидела, у меня внутри всё оборвалось. Я выглянула вниз и увидела лежащую на земле Лилу». У женщины началась истерика, а муж побежал вниз. Когда он спустился, у дома уже была скорая и полиция.

Лилу повезло — она упала на лужайку перед домом, что позволило несколько смягчить её падение с десятого этажа. Как раз в это время сосед Исмаиловых по парадной парковал свою машину. Он и вызвал скорую. Позже врачи скажут Фидане: если бы сосед оказался рядом с девочкой на 5 минут позже, её бы не удалось спасти: у Лилу было сильное кровотечение и разрывы внутренних органов.

Перед падением с балкона девочка оставила на столе записки на клейких стикерах: «Мама, папа, бегите, спасайтесь, я вас очень люблю, они хотят нас убить». Провод от домашнего телефона был выдернут на середину комнаты: девочка хотела защитить родителей, оградить их от опасных звонков. Фидана уверена: причиной попытки самоубийства Лилу послужил звонок коллекторов. «Ребёнок, который планирует суицид, не будет брать деньги на кафе, не станет за сорок минут до этого беспечно кататься на роликах с подружками и приглашать их на чай, — объясняет женщина. — Лилу всегда всем делится со мной: кто ей нравится, с кем поругалась. У неё не было причин к суициду. Мне кажется, она взяла трубку, когда позвонили коллекторы, сказала что-то смелое, получила жёсткий ответ и испугалась».

После падения Лилу несколько месяцев провела в коме. До недавнего времени девочка не могла даже шевелиться, самостоятельно есть и разговаривать. Ребёнка лечили сначала в Колпино под Петербургом, затем — в Москве. Девочке предстоит ещё множество дорогостоящих курсов реабилитации. В ближайшее время Лилу нужна сложная операция на стопах. В семье, где работает один папа, не хватает средств на дорогое лечение. Деньги на помощь девочке собирают в социальных сетях.

В больницах девочку поддерживают учителя и одноклассники — постоянно шлют письма, чтобы приободрить Лилу и её маму. Хозяйка квартиры своей вины в случившемся не чувствует. Наоборот, Никифорова при встрече в отделении полиции обматерила Фидану и заявила, что семья опозорила её на весь город. Разумеется, после трагедии Исмаиловы переехали в другую квартиру в том же районе. Вот уже почти год следователи ведут уголовное дело. Виновные до сих пор не наказаны, а 11-летняя Лилу из весёлого и жизнерадостного ребёнка превратилась в прикованного к постели больного. Несмотря ни на что, девочка пытается улыбаться. Сейчас Лилу научилась сидеть, питаться без блендера и понемногу говорить. Детство этому ребёнку уже не вернуть.

Кредитная кабала

Жизнь 46-летней заведующей библиотекой из Волжского Лидии Бересневой за последние полгода превратилась в настоящий ад. Такой её сделали коллекторы. Женщина задолжала 1,5 миллиона рублей 7 (!) банкам и различным кредитным организациям и сегодня просто не знает, как рассчитаться с накопившимися долгами.

Лидия читает очередное смс-сообщение от банка с требованием погасить долги
Лидия читает очередное смс-сообщение от банка с требованием погасить долги. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Всё началось с того, что Лидия вместе с мужем решили улучшить свои жилищные условия и взяли для этих целей кредит. Одно время Бересневы исправно выплачивали заём, но когда денег на очередной платёж не хватило, решили перекредитоваться. Потом они взяли другой кредит и так ещё и ещё до тех пор, пока банки массово не перестали им отказывать в ссудах.

«Зарплата у меня скромная, — признаётся Лидия, — правда, сейчас она стала ещё скромнее в связи с реорганизацией. В общей сложности со всеми надбавками и премиями я получаю чуть более 6000 рублей, но даже когда зарплата и была побольше, средств всё равно не хватало. Я не отказываюсь платить, ведь от этого никуда не деться — деньги же я всё-таки брала, но где взять средства на оплату долгов, просто не представляю».

Муж Лидии работает охранником в магазине, старшая дочка — студентка, младшая ещё ходит в школу. Дополнительных источников финансирования у семьи Бересневых просто нет. После того как Лидия перестала платить по долговым счетам, её начали буквально терроризировать всевозможные коллекторские агентства.

Такие сообщения коллекторы оставляют в социальных сетях всем знакомым Лидии
Такие сообщения коллекторы оставляют в социальных сетях всем знакомым Лидии. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«Мне стали звонить, писать, требовать, чтобы я погасила долги. И если некоторые умеют разговаривать корректно, по-деловому, то остальные ведут себя просто по-хамски. Например, в октябре мне обещали, что натравят на меня опеку, и они отберут у меня ребёнка. Дескать, раз мне нечем платит по кредитам, то и ребёнка мне не на что содержать, — Лидия еле сдерживает слёзы, — я уже жду, когда на меня подадут в суд. Пусть уж лучше он мне определит, сколько я должна вернуть, потому что коллекторам я просто не верю».

«Не плачу принципиально!»

Другой должник — 31-летний волжанин Андрей — говорит, что банкам не возвращает деньги принципиально: «Раз они так со мной, по-хамски, то и я не обязан с ними деликатничать».

Такое смс-сообщение прислали Андрею на мобильный телефон сотрудники коллекторского агентства
Такое смс-сообщение прислали Андрею на мобильный телефон сотрудники коллекторского агентства. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Андрей говорит, что в общей сложности должен банкам около 200 тысяч рублей. Деньги брал на то, чтобы открыть своё дело, но прогорел. Банк продал его долги коллекторам, и теперь они ему угрожают расправой и тюремным заключением:

«Они писали мне, что ко мне выехала группа задержания, соберите вещи, возьмите паспорт, через полчаса вы будете помещены в КПЗ. И тут же: „Если вы хотите этого избежать, погасите долги в течение часа“. Раз они действуют такими незаконными, некорректными способами, почему я должен быть с ними вежливым? — недоумевает Андрей. — Я принципиально не буду им платить, потому что они элементарно хамят, обозвали меня мышью… Поэтому я для себя принял решение, что с банками по поводу своих долгов буду разговаривать только в суде».

Должны одни — страдают другие

А в Волгограде из-за должников пострадал целый подъезд пятиэтажного дома. Там коллекторы исписали угрозами все стены, требуя, чтобы должница вернула деньги, не подозревая, что женщина там просто уже не живёт.

Кое-какие надписи уже успели закрасить, но основной посыл наскальной живописи всё ещё понятен
Кое-какие надписи уже успели закрасить, но основной посыл «наскальной живописи» всё ещё понятен. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«Я был в шоке, когда утром вышел на лестничную площадку и увидел, что все стены разрисованы красной краской, — рассказывает Владислав, житель дома по улице Шекснинская, 10. — Фамилия была замыта, но всё равно можно было разобрать буквы. Это фамилия бывшей хозяйки нашей квартиры, и также был указан номер нашей квартиры».

Вместе с супругой Владислав въехал в злополучную квартиру всего две недели назад. Новые хозяева даже не подозревали, что бывшая владелица — злостная должница.

«Меня ещё насторожило, что, когда мы только въехали, соседи поинтересовались, не знаем ли мы, почему прошлые хозяева отсюда съехали, — говорит супруга Владислава Александра. — Я тогда не придала значения их словам, но после того, что произошло сейчас, задумалась. Видимо, уже были какие-то прецеденты».

Специально для коллекторов Владислав и Александра повесили на входной двери в подъезд объявление, что бывшая квартиросъёмщица здесь больше не живёт.

Жильцы повесили на входной двери объявление для коллекторов
Жильцы повесили на входной двери объявление для коллекторов. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«Я считаю, что жизнь испортили всему подъезду, — говорит Владислав, — могли бы элементарно мне в дверь постучать и задать вопрос, где бывшая хозяйка? Я бы ответил, что её нет. А теперь кто это должен всё закрашивать? Это какой-то немужской поступок, исподтишка. Я слышал такие случаи, что в замок клей заливали, дверь порубили всю, ещё какие-то пакости делали — я за это переживаю теперь. Зачем мне эти проблемы, тем более, если я не виноват ни в чём?»

«Виновата одна — страдают все»

Главный бухгалтер челябинского магазина косметики и парфюмерии Наталья вот уже четыре месяца проклинает тот день и час, когда разрешила продавцу дать свой телефон банку. Ирина работала в магазине год, жаловалась на нехватку зарплаты, а потом сказала бухгалтеру, что будет брать кредит. Наташа предложила ей приготовить справку о зарплате, на что Ирина ответила отказом: «Там всем дают».

Наталья удивилась, но промолчала. Через пару дней на её мобильный позвонили: «Здравствуйте, вы знаете Ирину Сергеевну? Это микрофинансовая организация. Она у нас просит в долг сто тысяч». Наталья сказала, что да. Ирина — сотрудница магазина, сто тысяч — это примерно 5 её зарплат, и «дело ваше, давать ли ей в долг».

«Ирина через пару месяцев взяла без содержания, а потом и вовсе уволилась, — вспоминает Наталья. — И все бы про неё забыли, да не тут-то было».

Как-то раз утром на входе в магазин Наталью остановили два высоких мужчины в чёрных куртках. Произнесли что-то, что они «из организации по взысканию долгов», и стали пытать, где им найти Ирину. Она-де не отдаёт сто тысяч, которые брала в долг.

«Я честно сказала, что знать не знаю, где она, что она уволилась и больше мы с ней не видимся, — рассказывает Наташа. — Объяснила, что я ей не нянька, не мама, не сестра, не подруга. Она попросила мой номер, я дала, всё на этом». Незваные гости Наталье не поверили. Она предложила им позвонить Ирине и спросить у неё всё, что им хочется. Они пояснили, что номер её постоянно выключен, дома она не появляется, и вообще, где она сейчас работает, не знает ли главный бухгалтер магазина?

«Я уже устала с ними общаться и опаздывала на работу, — говорит Наташа. — Попыталась уйти. Но мужчины тоном, не терпящим возражения, намекнули, что мы видимся не последний раз, и я буквально несу ответственность за свою коллегу, пусть и бывшую, раз назвала свой номер».

Наташа говорит, буквально послала их к чёрту и побежала в магазин. Мужчины пришли на следующий день, но не к ней, а в кабинет директора. Потом разговаривали с другими сотрудниками, искали Ирину.

«А потом начались эти смс, — говорит Наташа. — Я получила первое, с незнакомого номера. И недоумевала: текст был адресован Ирине Николаевне, должнице, но сообщение пришло мне. Я тотчас перезвонила, мне ответили, спросили, номер какого дела я представляю. Я ситуацию пояснила. Девушка сказала, что я „информационное лицо“, потому звонить и писать будут мне. Я чуть не лопнула от злости, но собеседница подчёркнуто вежливо и ледяным каким-то голосом сказала, что таковы правила».

Наталья говорит, смс и звонки шли днём и ночью, бывало, звонили в 5 утра. «Мне её сто тысяч денег стали ста процентами нервов, — переживает она, — но я ещё не знала, что это цветочки».

«ВОР и преступник»

Новое смс, гораздо более дерзкое и оскорбительное, Наташа получила ещё спустя месяц. Сначала написали, что «Ирина Николаевна — ВОР и преступник». А позже написали то же самое по отношению к Наташе. «Тогда я решила искать защиты, — говорит Наталья. — Рассказала знакомому полицейскому, что получаю такие оскорбления, показала телефон. Он мне объяснил, что номер этот вообще свердловский, значит, коллекторское агентство не в Челябинске. И вообще, не обращать внимания, мне же не угрожают. Ну да, неприятно, но они думают, что я всё же общаюсь с Ириной и передам ей всё это, то есть подтолкну отдавать долг».

Наталья стала получать смс всё более грубые, категоричные и неприятные. Пыталась объясниться, что она правда, честно, реально не видится с должницей и не общается. А потом на домашний адрес Наташи пришло письмо, в котором требовалось, именно требовалось, не просилось, поговорить с Ириной, а иначе «будут предприняты другие методы сбора средств». К кому предприняты, не поняла Наташа? К ней или всё же к Ирине?

А потом пришло смс, где значилось, что не только Ирине, но и Наталье, больше не дадут кредит ни в одном банке. «Имеющиеся заявки можно отозвать в течение суток», — значилось в сообщении. «Что за чушь вообще! Меня аж затрясло от злости, — говорит Наташа. — Какие-то коллекторы могут отвечать за все банки? А если я хочу взять ипотеку, они мне что, кредитную историю хотят испортить?»

Антиколлекторы, они же коллекторы

«Я нашла по объявлению антиколлекторов, — рассказывает Наташа. — Позвонила по указанному там номеру, поговорила. Они говорят, мол, я должна подписать какие-то бумаги, написать заявление, обговорить сумму вознаграждения. Я слышу по тону, ну просто очень похожи на тех же людей — те, что приходили. Я никому ничего не должна, с чего буду платить кому-то за что-то».

Сейчас Наталья с сыном сменили место жительства, сняли другую квартиру. Наташа говорит, с удовольствием бы сменила номер телефона, но этот знают все поставщики со всех регионов, даже с других стран. Будет смешно потерять рабочие контакты из-за какой-то ерунды. «Если угрозы и оскорбления не прекратятся, я всё же обращусь в полицию», — решила девушка.

Что делать, если вас терроризируют коллекторы?

Действия коллекторов по вымогательству «долгов» не регламентируются никакими законами, поэтому зачастую их назойливые звонки и угрозы — преступление.

Если вам звонят из агентства, и особенно, если требуют вывести на должника или оплатить его долги, вы можете пожаловаться в Роскомнадзор — через сайт или просто отнести заявление в местное отделение ведомства, а также написать заявление в прокуратуру. Имеет место факт незаконного использования ваших персональных данных.

Если коллекторы приехали к вам домой, вы имеете полное право их не пускать, что бы они вам ни говорили. Попасть к вам в квартиру против вашей воли можно только по решению суда (если только вы не обвиняетесь в тяжком преступлении, но задолженность банку к таким преступлениям точно не относится). И попасть домой могут только приставы или работники правоохранительных органов, а никак не сотрудники сомнительного, с точки зрения закона, агентства. 

Когда вам звонит коллектор, постарайтесь задать ему встречные вопросы: узнать, кто вам звонит, что за агентство, почему и где они добыли ваш номер телефона. Потребовать от коллекторов документальных объяснений, на каком основании они себя так ведут. Можно записать разговор. Объясните коллекторам, что вы знаете закон и знаете, куда пожаловаться на их действия. Если это не поможет, можно сменить номер, чтобы избежать дальнейших назойливых звонков.

Кроме того, вы можете подать в суд на банк, продавший ваши долги коллекторским агентствам.

И, в идеале, стараться не брать в долг у банков суммы, которые не сможете выплатить!

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах