Примерное время чтения: 9 минут
7032

Чайный сервис. Бармены, таксист и парикмахер — о чаевых

Согласно энциклопедическому словарю, чаевые — вознаграждение, обычно денежное, за мелкие услуги. Сам термин, по одной из версий, ввели англичане ещё в XVIII веке, и происходит он в то время от дорогого напитка высшего общества — чая. Официанты старались как можно быстрее доставить горячий напиток аристократам, за это и получали несколько звонких монет в коробочку.

В России культура чаевых пришла спустя век, и первое упоминание датируется в письмах и поэмах дворян. В СССР практика чаевых осуждалась — всё-таки буржуйская тема, но на деле продолжала существовать.

Сегодня же во всём мире чаевые — вполне закономерное явление в сфере обслуживания. Официанты, грузчики, таксисты, бармены, горничные и парковщики стараются максимально угодить клиенту, чтобы получить вознаграждение за свой труд.

Евгений Панин, бариста

ыва
Евгений Панин. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Решил открыть свою кофейню, так как надоело работать «на дядю». Нашёл небольшое помещение, договорился насчёт оборудования, зёрен — и вперёд! Первое время было, конечно, трудно, так как никогда не занимался подобным. Смотрел видеокурсы в интернете, общался со специалистами — удалось быстро освоиться.

Что касается чаевых, то просто так за кружку латте сверху ничего не будут «накидывать». Поэтому нужно делать разные «приколы», как я их называю.

Например, в период обострения отношений между США и Россией я распечатал бумажку с надписью «Барак Обама, Джен Псаки, представители американского госдепа и члены Евросоюза здесь не обслуживаются».

Рядом всегда располагался контейнер для чаевых. Сразу же люди с улыбкой кидали мелочь, порой даже 50 и 100 рублей, что, скажу, много. И делал это каждый второй покупатель. Я знаю, так многие поступали в других местах, но метод действительно работает.

Иногда писал на контейнере: «Коплю на новый автомобиль». Тоже посетители не оставались равнодушными. Ещё заметил тенденцию, если бариста — мужчина, то чаевые оставляют девушки, если наоборот — то парни. Своего рода знак внимания!

Чаевые для меня — мелочь, «на карман», на расходные материалы, например на сиропы или кружки. Раз в месяц высыпаю на стол, считаю и трачу. Всё идёт в бизнес.

Денис Москоков, бармен

Денис Москоков.
Денис Москоков. Фото: Из личного архива

Барменом я устроился в студенческие годы — это очень весёлая работа. Меня привлекала неформальная обстановка, где ты даришь гостям прекрасное настроение и заводишь новые знакомства. Я творческая натура — увлекаюсь музыкой и вокалом. Сейчас до сих пор тружусь в популярном городском клубе-ресторане.

Система чаевых — отдельная «песня». Всё зависит от мастерства бармена — здесь играют роль скорость приготовление напитка, улыбчивость и общение с клиентом. Если человеку понравилось — он всегда даст на чай.

Были случаи, когда люди оставляли большие суммы, приносили подарки, дарили сувениры, советовали своим друзьям приходить именно ко мне, мол, хороший бармен.

Если это твой постоянный гость, в праздники он тебя поздравляет и дарит подарки. Среди самых необычных «чаевых» — валюта разных стран. Помню, однажды и вовсе подарили настоящее французское шампанское.

С большинством клиентов я перешёл в дружеские отношения, что, безусловно, тоже приятно и бесценно. Никто никогда не ущемлял из руководства в чаевых, по этой причине ни бармен, ни официант не прячет свой «чай».

Любой «чай» — это уже внимание, которое проявляет к тебе гость. Прекрасно, что наше общество становится более европеизировано и современно.

Дмитрий Тепляков, парикмахер

Дмитрий Тепляков.
Дмитрий Тепляков. Фото: Из личного архива

В сфере обслуживания тружусь с 2008 года. Мне всегда хотелось «перестричь» себя и своих близких после похода в парикмахерскую или салон красоты. И со временем стал трудиться в лучших салонах города.

Первые чаевые получил от мамы маленькой девочки, которой накручивал локоны на электрощипцы. Как она мне объяснила, это благодарность за старание и хорошее отношение к своей профессии. Тогда я понял, что иду по правильному пути и все старания не зря. Люди видят это!

Размер чаевых всегда разный. В основном, это сдача. Были и случаи, что оставляли в два раза больше, чем стоила сама услуга.

Однажды ко мне подошёл водитель маршрутки, когда я стоял у парикмахерской, и попросил подстричь его ниже указанного прайса, без излишеств так сказать (парикмахерская работала по системе «стрижка, мытьё и укладка»). Я согласился и оказал услугу, взяв с него оговорённую сумму. Мы вышли на крыльцо, и мужчина мне сунул деньги со словами «спасибо».

Эту картину увидела хозяйка и встретила меня со словами: «Обворовываешь меня, вор!». Слова оскорбили меня, и я уволился в этот же вечер, швырнув в неё эти мятые купюры, полученные в знак благодарности.

Распространено делить чаевые среди всего обслуживающего персонала в том случае, если они — команда и работают сплочённо. К сожалению, многие были сами по себе и при любой возможности докладывали друг на друга вышестоящему начальству.

Сергей Стром, официант

Сергей Стром.
Сергей Стром. Фото: Из личного архива

Мне удалось «провертеться» почти во всех сферах ресторанного бизнеса — я был официантом, администратором и даже поваром. Непосредственно официантом работал около четырёх месяцев. Было интересно, но карьерного роста никакого.

Клиенты требовательны всегда по-разному: для кого-то важна скорость, для других — качество обслуживания и вежливость, а третьим всё равно — главное, чтобы еду принесли. Опытный официант всегда подстраивается под типаж людей и старается максимально угодить им.

По чаевым у нас было просто. Столик, который ты обслуживаешь, оставляет чаевые. Что сверху — забираешь себе. Давали, к слову, не так часто — 50 на 50. Кто-то 30 рублей, кто-то 200 рублей. Начальство чаевых не забирало, им, по большому счёту, было всё равно. Ведь из чаевых и строилась почти вся зарплата официанта.

Помню, один раз мне оставили три тысячи рублей с одного столика! Это был мой рекорд. В целом, официанты не часто делились количеством заработанных чаевых, чтобы не было зависти у коллег. Чаще всего они старались приватизировать «свои столы» с постоянные клиентами, чтобы как можно чаще брать с них чаевые.

Владимир Сидоров, таксист

Владимир Сидоров.
Владимир Сидоров. Фото: Из личного архива

Как только я купил себе первый автомобиль, решил попробовать свои силы в такси. Дополнительные деньги никогда ведь не мешают!

Работал через специальную программу — вечерами. Попадался, в основном, «офисный планктон», задержавшийся после работы и ездивший по корпоративным картам, то есть деньги перечислялись непосредственно фирмой мне на счёт. Почти никто не оставлял чаевые — лишь один раз мне дали сто рублей за «комфортную поездку».

Позже трудился ночью по выходным. Подвозил молодёжь — красивых девушек в обворожительных нарядах, компании парней, а порой и тех, и других вместе. Были конфликты, не спорю. Поэтому старался колесить по центру, не отдаляясь в глухие районы, так как клиенты там совсем уж «отмороженные» — наркоманы и хулиганы.

Ночью чаевые сыплются — будь здоров! Непродолжительная поездка стоила, допустим, 115 рублей, мне засовывали 200 рублей. «На чай» давали подвыпившие ребята и по 500 рублей сверху — «за то, что кричали и просили музыку поставить весёлую», объяснили они. За ночь таким образом я мог заработать по 5–6 тысяч рублей.

Один раз зимой молодой человек попросил, чтобы я «подрифтовал» полчаса на его пустой парковке у дома, дав мне тысячу рублей. Сделав пару кругов, я обернулся, а он уже спит. Пришлось будить и нести его фактически до входной двери в квартиру.

Правда, из-за кризиса со временем я отказался от такого экстремального заработка. Поездок стало меньше, и народ гораздо агрессивнее. Решил свободное время потратить на отдых, а не на катание полупьяных подростков.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах