Надю искали почти сутки. Не находили ни среди живых, ни среди мёртвых искромсанных тел, обрывков школьных тетрадей, крови и горя Беслана. Искали мама, папа и ещё один мальчик, совсем чужой, но ставший самым родным. Надя очнулась в больнице и первым же делом тоже стала… искать. Искать своего спасителя.
Надя Бадоева сидит со мной и за несколько часов разговора не произнесла ни слова ПРО ЭТО. Только иногда улыбалась своей дочери Лерочке. Говорить может только Надина мама, Залина. Скупыми репликами дополняет рассказ папа Руслан.
Теракт в Беслане: хроника событий >>
3 дня ада
«1 сентября 2004 г. в школу пошла одна Надя, хотя учеников в семье трое. Понимаете, просто мы не смогли их собрать к началу учебного года. Я медсестра, муж на тот момент был безработным. А Надя - выпускница, ей и форму купили, и всё-всё-всё. Она с волнением и радостью шла на ту линейку…»
Залина ничего не рассказывает про 3 дня ада ожидания. Про это никто никогда не рассказывает. Мне казалось раньше, потому, что это словами не описать. А потом один из тех, кто эти дни стоял за лентой оцепления, признался, что сравнивал свой ад с тем, что происходит внутри школы. Разве можно сравнить? Вот и Залина молчит.
«Мы кинулись в дымящиеся руины. И нигде Нади не было. Мне казалось, что я перебрала руками все окровавленные камешки, тетрадки, куски чьей-то кожи. Но, поверьте, в душе были абсолютное спокойствие и вера: Надежда не может умереть».
Её нашли с раздробленной ногой и множеством других травм. Мама дочери не узнала. «На меня смотрела 30-летняя женщина. Я этих глаз не забуду никогда. Когда узнала, как провела Надя страшные 3 дня и 3 ночи, дала себе слово - я узнаю про этих извергов всё! Я буду проклинать их всю мою жизнь! Если бы не Надя…»
...Ей хотелось быстрее умереть, потому она и осмелела. Боевик посадил Надю под баскетбольным кольцом спортзала. Туда же прикрепили боеприпасы. Потом ей приказали встать на окно. Она отказалась - ей было плевать на жизнь. Она просто не хотела подчиняться этим нелюдям. Когда начался штурм, террористы стали перегонять заложников в столовую. И Надю тоже. Спецназ уже прыгнул в окна, и бандиты стали просто убивать детей. Граната с вырванной чекой упала рядом с окровавленной Надей. Она помнит эту долю секунды в таких мелочах, что может писать романы. Но молчит... «Я знаю имя каждого, кто причинил боль моему ребёнку. Я им никогда не прощу. Но, знаете, дети мудрее нас. Надя захотела узнать имя только одного человека - того, кто в то мгновение накрыл гранату собой. Больше она ничего не помнит. Но, как только она очнулась, первое, что рассказала, - про него. Не про боль и ужас, а про честь и мужество. И я поняла - проклинать легче. Любить труднее».
Андрей Туркин, спецназовец из «Вымпела», теперь Герой России, накрыл гранату своим телом. И спас Надю и ещё нескольких детей.
«Мы хотим быть обычными!». Как живут в Беслане сегодня? Читайте в статье>>
«У меня всё просто»
«В феврале 2006 г. я готовилась к встрече с мамой Андрея Туркина, - продолжает Залина. - Я не спала несколько ночей, всё время ставила себя на её место. Что бы я сказала? Твоя дочь жива, а мой сын, мой единственный сын мёртв. И была бы права. Женщина, перед которой мы готовы были ползать на коленях, очень просто обняла нас, расплакалась, и я поняла: она моя сестра. Моя дочь - её дочь. А дети Андрея - мои внуки. Как будто я всегда это знала». Надя молчит...
«Как я могла так сказать! Мой сын выполнял свою работу… Он не шёл защищать осетин. Он шёл спасать детей». Валентина Ивановна плачет. А затем улыбается, вспоминая, каким он был, её единственный, воспитанный без отца. «Он был не только сыном, он был другом! Лучшим моим другом. Мы трудно жили, но я даже в 8 лет не скрывала от него ничего. Есть у нас деньги - едем в город в театр. Нет - идём снимать яблоки, собирать сливы, копать картошку, сдаём это и получаем трудовую копейку. Мы всё вместе делали. Даже на защиту моего диплома в железнодорожном техникуме он ездил со мной и был очень горд, что мама не оплошала».
Ещё Андрея отличала фанатичная преданность. Всему - делу, семье, друзьям. И они отвечали ему тем же. Его именем названа улица в родной станице Динской, что в Краснодарском крае. Друзья организуют вечера памяти Андрея и соревнования его имени. Они до сих пор поддерживают его маму, жену, детей, приглашают на все мероприятия Бадоевых.
«Он очень жалостливый был, - вспоминает мама. - Прочитал в газете, что пёс ищет хозяина, заставил меня поехать в Краснодар и этого пуделька без одной лапы домой привезти. Он очень долго потом с нами жил. А когда Андрей в армию ушел, пёсик каждый день на остановку бежал - ждал его... Потом нашёл на какой-то ферме затравленного блохастого котёнка. Притащил домой, вылечил. Какая красавица кошка была!.. А там, в школе, не кошки и собаки были, а дети. Он не мог поступить иначе». Валентина Ивановна говорит, что о работе сына почти ничего не знала. А после гибели выяснилось, что Андрей Туркин проявил себя ещё во время службы в армии: его на 3 месяца отправляли на афгано-таджикскую границу. Он же принимал участие в спецоперации по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке.
А с 1 сентября 2004 г. он должен был быть в отпуске… «Собирался с семьёй ехать к другу под Сочи, потом ко мне. И я, когда смотрела жуткие кадры захвата в Беслане, переживала, как все жители страны, молилась за детей, но не думала, что он там». Его друзья потом рассказывали, что ему предлагали уехать в отпуск, но он даже подумать не мог о том, что кто-то будет рисковать собой, а он - отдыхать. «Вечер накануне штурма ребята провели в тренировках. В короткую минуту передышки каждый делился чем-то сокровенным: у кого-то сложные семейные отношения, у кого-то трудности в воспитании детей - да мало ли какие проблемы. А сыночек мой сказал: «А у меня всё просто. Я люблю свою Родину. Я люблю свою семью, и я люблю свою работу».
Она шла на встречу с Надей и её родителями как на встречу с сыном. У неё было радостно на душе. И она почувствовала то же, что и Залина. «Мы просто мамы. Бадоевы теперь мои кровные родственники, самые близкие. И знаете, это сразу поняли и все друзья Андрея, и вся наша родня. Мы по нескольку раз в год ездим друг к другу в гости. У Андрея после его гибели родился второй сын, тоже Андрей. Руслана, папу Нади, он называет дедушкой, а мы с Залиной - бабушки».
«Я несу эту тяжесть только ради детей» - учительница о Бесланской трагедии. Читайте в статье>>
Мечта спасти
Валентина Ивановна была самой дорогой гостьей на свадьбе Нади и Владислава. Того самого мальчика, который вместе с родителями девочки искал её везде. Владик - из большой семьи, где 11 детей. Так вот, на помощь брату пришли они все и детскими ладошками перебирали развалины спортзала. «Потом он пришёл в больницу и сел около неё. И я не смогла его больше выгнать», - смеётся теперь Залина. «А я всё время говорила Наде, - замечает Валентина Ивановна, - обрати внимание на этого мальчика. Не каждый так себя поведёт: и веселит тебя, и помогает, и заставляет разрабатывать ногу, занимается с тобой. Где ты такого найдёшь?» Только потом мама Залина раскопала в домашнем альбоме фото того самого Владика, который танцует с Надей ещё в 3-м классе. Он тогда уже решил, что лучше Нади нет никого на свете. И теперь у них растёт дочь Валерия.
Надя окончила медицинский институт. Я даже не спрашивала почему. Бесланские дети-заложники были свидетелями предательства и мужества, зверств и человечности, тьмы и света. Потому они мечтают быть врачами или спецназовцами. Первые - чтобы спасать таких, как Андрей. Вторые - чтобы Надежда не могла умереть.