Внутренний голос счастья
К кому-то дети приходят стихийно или, наоборот, запланированно… А к кому-то - вопреки, когда, казалось, уже и надеяться не на что. Кого-то страшат и удерживают обстоятельства, а кто-то, отчаявшись, теряет веру...
Рожать вопреки
«Рожать нужно вопреки наступившим временам, радоваться шумной семье назло всем страхам и предрассудкам», - говорит Ирина Дюкарева, россиянка, тверичанка, мама шестерых детей.
Мало ли их, этих страхов? Дети заболеют, попадут в историю, случится что-то непоправимое… Засмеют люди: «Плодите нищету!» Бросит муж. Мальчика заберут в армию, девочка полюбит не того человека…
- Но если бы мы слушали голос разума, а не внутренний голос, который говорил, что «Бог даёт детей - даст и на детей», то сейчас не жили бы такой большой семьёй. И так счастливо!
Долги, неустроенность, быт, смута или нездоровье… Мир с его тяготами всегда будет казаться человеку больше и сильнее, чем он сам. Но с появлением маленького комочка новой жизни женщина ощущает: вот он, мир - на ладони, подо мной, он подвластен, а я всемогуща… Взрослая, молодая, богатая, бедная, счастливая, одинокая, разная, любая - я мама, и меня видит Бог.
- Мы лучших времён не ждали никогда: ведь если для появления ребёнка на свет подбирать подходящий момент или сначала встать на ноги, то можно остаться и вовсе без детей.
Ирина Дюкарева, награждённая почётным знаком «Слава матери», вот уже 17 лет в декретном отпуске: сначала мальчишки, Гриша, Ваня и Сёма, потом захотели девочку, и появилась Ефросинья, а потом для ровного счёта родили Соню и Афоню. И с каждым ребёнком становилось всё только светлее.
- Я по своему опыту знаю: с рождением малыша появляются и возможности для воспитания. Кто-то приносит одежду, кто-то коляску, есть молочная кухня, социальная служба… Ведь если не давать новую жизнь, то какой тогда смысл в собственной?! Дети - наше продолжение, главное благо, которое мы можем оставить после себя.
Семейство рыжих
«Я наелась одиночеством досыта», - говорит ростовчанка Ирина. У неё самой пятеро.
В 18 лет она ушла из дома и села на первую электричку до Таганрога. Десятка в кармане, рюкзак за плечами, чужой город и предстоящая ночь на скамейке… Иру тогда подобрал уличный музыкант, устроил в знакомую семью няней к детям.
- Вскоре я, скиталица, сама была уже беременна Никитой… Его отец собирался на зарубежные гастроли и не планировал жениться, но я знала, несмотря на то что была на грани отчаяния, что сын - мой шанс, и я дам ему жизнь, чего бы мне это ни стоило…
Сын спас Ирину от одиночества, неприкаянности, безрассудства. Она вернулась в Ростов, к маме.
- Я подумала, что личное счастье теперь уже не для меня, разве можно с маленьким ребёнком на руках построить счастливые отношения. Но судьба распорядилась по-своему…
С Колей они познакомились на концерте и уже скоро стали жить вместе, но...
- Ира отказывалась выходить за меня, ставить штамп в паспорте, и тогда я попросил её руки у Никиты - это и была наша свадьба. А потом пошли малыши…
Рыжая, с россыпью веснушек. «Моё солнышко» - так ласково называет Иру муж Николай. Рыжие и их мальчишки - цветом волос и конопушками в маму. Эту большую семью в Ростове знают многие. Ирина создала клуб многодетных ростовчан. Вместе они путешествуют с детьми, живут в палатках на берегу моря и ходят на выставки.
Игнатченко на собственном примере показывают, что много детей не обуза, а большое родительское счастье. У каждого мальчика есть увлечение. Старший, Никита, учится в школе с художественным уклоном, играет в шахматы и занимается плаванием. Средние - Максим и Егор - ходят на бальные танцы. Даже 3-летнего Ваню водят на развивающие занятия.
- Я делаю всё, чтобы моим детям не приходилось искать утешения и тепла где-то на стороне, вне дома, как мне когда-то. Чтобы в трудную минуту они знали, что мы с мужем всегда будем рядом с ними… Одна знакомая как-то сказала мне: «Я с одним-то справиться не могу, а у тебя пятеро!» Она, бедняга, не понимает, что у меня и радости в пять раз больше…
Откуда берутся дети?
Что делать, если мамой, несмотря на все усилия, стать не удаётся, а современная медицина не помогает? Можно помолиться православной святыне. Или развести руками и... обнять дуб или плодородную землю. Где? «АиФ» даёт адреса...
В 11 городах России побывал пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в Ватопедском монастыре на Афоне. Уже около 3 млн человек во всей стране поклонились православной святыне, прося здоровья для себя и близких. До 27 ноября она пробудет в Москве, куда ежедневно приезжают тысячи паломников, абсолютное большинство которых женщины. В очереди в храм Христа Спасителя стоят по многу часов. Однако нет ни давки, ни грубости. А только удивительное единение и понимание важности происходящего - по преданию, святыня исцеляет от бесплодия. Надо полагать, через некоторое время юных россиян станет больше.
Украинское село Глинное называют местом с самой высокой рождаемостью в Европе. В среднем за год здесь появляется 200 (!) малышей. А ещё тут бьют рекорды по количеству матерей-героинь (по украинским законам это те, у кого 5 детей и более) - 400 супермамочек на 6 тыс. жителей. Разговор с корреспондентом «АиФ» председатель местного сельсовета Юрий Карповец начинает неожиданным вопросом: «А вы сами-то многодетная?» Услышав отрицательный ответ, тут же начинает радушно зазывать в гости: «Приезжайте, мы вас к дубу свозим!» Старый дуб - местная достопримечательность и, по поверьям, один из «виновников» демографического бума в Глинном. Говорят, что дерево, которому больше 1000 лет, обладает магической силой, благотворно влияющей на зачатие. Именно поэтому после ЗАГСа молодожёны обязательно приезжают к дубу, обнимают его и просят послать много детей. Когда же ребёнок рождается, ему в колыбельку кладут листья чудо-дерева.
Подобные уникальные с демографической точки зрения места есть и в России. В селе Денисовка Ростовской области, к примеру, живут почти два десятка пар близнецов и двойняшек. Только прошлый год подарил три пары новорождённых. Эту особенность местные жители тоже объясняют магическими свойствами местной земли. Ведь двойняшки здесь рождаются не только у коренных жителей, но и у приезжих. И гостей всё больше и больше...
Богом забытое счастье
Интернет опрос «АиФ» | |
---|---|
Женщина должна становиться матерью... Всего голосов: 969 |
Мама - не только главное слово в судьбе каждого человека, но и название посёлка в Восточной Сибири, севернее Иркутска. Когда-то его называли Сибирской Швейцарией за природу и воздух. Здесь можно было и деньги заработать. В канун Международного дня матери «АиФ» выяснял, как живётся мамам в Маме.
Вернее, «на Маме» - среди жителей посёлка принято говорить так. По одной версии, необычное название - от якутского слова «мома», что означает непроходимое место в тайге. По другой, название Маме дали геологи. Они заблудились в тайге, долго плутали, а когда вышли к посёлку, закричали на радостях «Мама!». Видимо, название и повлияло на то, что многодетных матерей в посёлке больше, чем в больших городах. Правда, мало кто из местных хотел бы, чтобы их дети оставались в этом Богом забытом, как они сами говорят, месте. Пока. Про то, как сейчас модно уезжать из больших задымлённых городов подальше от суеты, здесь не слышали.
Мать троих детей Евгения Концевых рассказывает, например, как тяжело получить место в детсаду: на 3,5 тыс. жителей приходится только два садика. Женщине чудом удалось устроить в сад 3-летнего Сашу. Их семья из пяти человек живёт в большом доме, перестроенном из комиссионного магазина.
«Рожать стали больше, - соглашается Евгения, - но я отношусь к этому неоднозначно. Ведь такой рост происходит за счёт не самых благополучных семей». Кроме того, рождение детей для многих женщин в Маме - спасение от безработицы. Детское пособие позволяет сводить концы с концами.
Из пятерых детей Любови Молодых в Маме осталась только старшая дочь. Кто-то перебрался в областной центр - Иркутск, кто-то в Ангарск, а сын Антон «допрыгнул» до столицы. Юноша с отличием окончил иркутский вуз и сам поступил в Высшую школу экономики. Любовь Валентиновна говорит, что ей не раз приходилось слышать недоброжелательное «куда столько нарожала?». Но она не слушала злые языки и любила своих пятерых всем сердцем. Теперь, когда они выросли и разъехались, ждёт летних каникул, когда семья вновь соберётся вместе. Правда, получается это редко - билет от Иркутска до Мамы стоит 10 тыс. рублей. А другим способом не добраться.
Мы спросили у наших героинь, что нужно изменить в стране, чтобы женщины снова начали рожать. Возможно, мы вас расстроим, но даже матери из посёлка с таким многообещающим названием не знают ответа на этот вопрос. Они просто выполняют свой самый главный - материнский - долг.
А ну-ка, бабушка!
Когда я в 28 лет пришла рожать, завотделением страдальчески сморщилась: «Ещё одна старородящая мать». Интересно, что бы она сказала, если бы к ней заявилась 66-летняя Валентина Подвербная из Чернигова с огромным животом.
Украинские врачи тогда обалдели. И пребывают в таком состоянии уже более полугода - потому что самая «старородящая» в Европе мама оказалась ещё и самой экстравагантной.
«Это удивительный ребёнок. Такие красивые дети у молодых пар не рождаются, а тут наша бабушка умудрилась, - говорит завотделением педиатрии местной поликлиники Валентина Пономаренко. - Но, никого не оскорбляя, скажу одно: в 66 лет детей рожать нельзя!» Нельзя, но смогла! И воспитывает дочь так, как считает нужным. «Она ж не даёт приблизиться к ребёнку, - жалуется «АиФ» главный педиатр Чернигова Людмила Овсиенко. - Не сделаны прививки, не проводятся обследования. До полугода ребёнка не купали - я имею в виду целиком». «Что вам там набрехали? Что у меня грязно? Так я не убиралась, пока беременная ходила, примета такая. А сейчас некогда - всё вокруг девочки верчусь. Подрастёт немного - и снова пойду на рынок торговать, деньги своему цветочку зарабатывать на танцы, рисование. Я зачем три раза это ЭКО делала, во всём себе отказывала - только картошку с подсолнечным маслом ела, молоко по праздникам, чтобы меня моей радости лишили? Я ж одна, вся моя жизнь - в моей Машеньке».
В Киевском институте репродукции, где Подвербной успешно подсадили «эмбрион Машу», на вопрос, как получилось, что такой пожилой женщине не отказали в ЭКО, врачи ответили: «Она свой возраст скрывала (а в паспорт разве никто не заглянул?), принесла все необходимые справки - от психиатра, онколога, у неё и квартира есть, и деньги. Откуда мы знали, что бабуля голодает, чтобы накопить на ЭКО?» И теперь я думаю: разве может кто-нибудь остановить женщину, когда она так хочет быть мамой?
«Нам не хватает уважения!»
Марина РАКША, мать пятерых детей, руководитель Межрегионального профсоюза работников домашнего хозяйства:
- Женщине, решившей не выходить на работу, а остаться с детьми, не хватает для счастья стабильности. У государства до сих пор нет внятной семейной политики. Правила игры всё время меняются: с одной стороны, государство даёт маткапитал при рождении второго ребёнка, с другой - например, сокращает выплаты по больничному листу: раньше маме, сидящей с больным ребёнком, оплачивали до 60 дней без дополнительных документов, а теперь только 19. Это не прибавляет оптимизма - женщина по-прежнему может рассчитывать только на себя. Но ведь она выполняет важную государственную функцию - рожает и воспитывает новых граждан. Ещё современной маме не хватает уважения - и в семье, и в обществе. Посмотрите, после «Однажды двадцать лет спустя» с Натальей Гундаревой у нас не снято ни одного хорошего фильма, посвящённого матери. Эта роль так и не стала у нас почётной - и это тоже недочёт государства. А ведь оно получает свои дивиденды с того, что женщина трудится дома. Женщина, оставшаяся дома, создаёт надёжный тыл тем членам семьи, кто идёт на работу, - поэтому они могут трудиться больше и лучше. Женщина заменяет социальные службы: например, ухаживает за престарелыми родителями. Наконец, женщина работает психотерапевтом для всех членов семьи - и государство экономит на больничных. Осталось только кому-нибудь подумать о самой женщине-матери… И не только в её профессиональный праздник.
Материалы подготовили: Дарья БУРАВЧИКОВА, Юлия ГАРМАТИНА, Виктория ГУДКОВА, Инна ПАЛЬШИНА («АиФ в Восточной Сибири»), Сюзанна Гаджиева («АиФ в Твери»), Юлия Панфиловская («АиФ на Дону»), Ольга Костенко (Чернигов-Москва) .