«Никакой вины за собой не чувствую»
Музыкант Андрей Макаревич в последние недели вряд ли может пожаловаться на отсутствие внимания со стороны общественности. Более того, это внимание настолько утомило лидера группы «Машина времени», что он решил прибегнуть к радикальным мерам, обратившись с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину.
«Третью неделю не иссякает поток грязи и клеветы, льющийся на меня со страниц газет и экрана телевизора. Меня называют «другом хунты», «пособником фашистов», «предателем» и т. д. Между тем единственное «преступление», которое я совершил, состоит в том, что в городе Святогорске в лагере беженцев из Донецка и Луганска я в рамках благотворительности спел три песни для детей этих беженцев. В связи с чем никакой вины за собой не чувствую. Всё остальное, что нам рассказывают в СМИ про мою поездку, — бессовестное враньё», — говорится, в частности, в письме. Далее музыкант напоминает, что его группа существует уже 45 лет и имеет миллионы поклонников в России и за рубежом.
«Господин президент, я настоятельно прошу Вас прекратить этот шабаш, порочащий моё имя», — заканчивает своё обращение Макаревич, подписавшийся как «пока ещё Народный артист России».
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков пообещал доложить о письме адресату, заметив при этом, что то, что Макаревич «трактует как травлю, также можно назвать и реакцией общественного мнения».
«Машинист» в оппозиции
Отношения Андрея Макаревича с властью в последние годы переживали различные периоды. В начале 2000-х лидеру «Машины времени» приходилось отвечать на упрёки в чрезмерной близости к власти. Затем картина поменялась на прямо противоположную — музыкант вошёл в число критиков существующего режима, что отразилось и на его творчестве, где появились песни вроде «К нам в Холуево приезжает Путин».
Начиная с 2010 года Макаревич нередко обращается к власти посредством открытых писем. В частности, музыкант вместе с коллегами требовал от властей справедливого разбирательства по делу Михаила Ходорковского, названному «затянувшимся позором России», поддерживал участниц панк-группы Pussy Riot.
В августе 2012 года лидер «Машины времени» обратился с открытым письмом к Владимиру Путину, в котором призвал президента вмешаться в ситуацию в стране, где процветает коррупция, а суды неработоспособны. Президент ответил музыканту, во многом согласившись с его аргументами. Сам Макаревич, однако, счёл ответ президента «разочаровывающим».
В ноябре 2012 года Макаревич, к тому времени открыто поддерживающий оппозиционные силы, обратился с открытым письмом к гражданам России «Давайте попробуем при Путине», в котором заявил, что проблемы страны заключаются не только в личности президента, и призвал приложить совместные усилия к изменению жизни в стране.
«Гореть вам в аду, клоуны»
Резкое обострение отношений Макаревича с российскими властями произошло весной 2014 года, когда музыкант крайне негативно отнёсся к присоединению Крыма к России. «Я знаю одно: нам всем придётся расплачиваться за свою дурость и нежелание по-настоящему вникать в то, что происходит. Похмелье будет горьким. Не знаю, когда, но будет обязательно, потому что мы все — часть природы, а природа тяготеет к равновесию. Как бы маятник ни отъехал, он пойдёт обратно, обязательно, это вопрос времени», — это самое мягкое из высказываний Макаревича о присоединении Крыма.
Музыкант принял участие в так называемом «Марше мира», на котором оппозиционные силы требовали от властей России «не вмешиваться в дела Украины».
Макаревич заявлял, что понимает тех деятелей культуры, которые в «крымском вопросе» поддержали позицию власти: «Мне легче: я никогда у государства ничего не просил и просить не собираюсь. Поэтому мне ничего не мешает говорить».
Дело, однако, было не только во власти. Музыкант столкнулся с категорическим неприятием своей позиции со стороны большинства россиян. Поначалу он пытался реагировать на это спокойно, но чем дальше, тем больше прорывалось наружу раздражение. «Господа холуи, приспособленцы и просто идиоты! Не смейте меня учить любить родину! Научить любить нельзя. Заставить любить нельзя. Неужели это непонятно? Ту Россию, которую я любил и буду любить, меня учить любить не надо. А то чудовище, которое вы пытаетесь родить, калеча и уродуя мою страну, вы меня полюбить не заставите. И гореть вам в аду, клоуны», — заявил Макаревич на одной из своих страниц в социальных сетях.
Тем не менее никаких серьёзных проблем в творческой деятельности у Макаревича после весеннего демарша не возникло.
Такие разные проблемы
Новое обострение ситуации произошло после того, как в августе 2014 года музыкант выступил в городе Святогорске перед беженцами из зоны боевых действий. Нюанс заключался в том, что выступление произошло на территории, занятой украинскими силовиками. Побывал Макаревич и в печально знаменитом Славянске, который подвергся серьёзным разрушениями при осаде украинскими войсками.
Эту поездку Макаревич объяснял сугубо гуманитарными соображениями, однако в России она была воспринята в штыки. Возможно, реакция не была бы столь острой, если бы ранее Макаревич не предлагал жителям Донбасса, не согласным с действиями новых киевских властей, эмигрировать в Россию, и не объявлял бы демонстративно об отказе от выступлений в «оккупированном Крыму».
Всё это вместе в России было воспринято как открытая поддержка Макаревичем новых украинских властей, в том числе их карательной операции на востоке страны.
Возмущение поступком Макаревича выразили депутаты, грозившие лишить певца государственных наград, ряд коллег-музыкантов, общественные деятели, а также простые граждане, не стеснявшие себя в выражениях.
По всей видимости, к подобному отношению лидер «Машины времени» оказался совершенно не готов. Только этим можно объяснить то, что в публичной полемике с Эдуардом Лимоновым музыкант перешёл грань допустимого, позволив себе высказывания откровенно непристойного характера.
Потерей самообладания можно объяснить и нынешнее письмо к Владимиру Путину — оппозиционеру, никогда ничего не просившему у государства, не пристало требовать вмешательства первого лица государства с целью защиты от реакции на собственные политические шаги и высказывания.
Стоит также отметить, что проблемы Макаревича не идут ни в какое сравнение с теми, что появились у его украинских коллег. Певица Ани Лорак, не делавшая никаких политических высказываний, а просто продолжившая выступать с концертами в России, подверглась нападкам националистов, сорвавшим её концерт в Одессе и вымогавшим у исполнительницы деньги на нужды карателей, убивающих людей на востоке Украины. Андрею Макаревичу, слава богу, ничего подобного не грозит.