Магомед Толбоев, лётчик-испытатель, Герой России:
«У меня пока нет записей радиопереговоров, но по видеокадрам можно сделать вывод, что там была детская ошибка пилота, которую разве что курсанты иногда делают. Грубейший подход к взлётно-посадочной полосе — на повышенной скорости, уже на земле — „козление“, которое привело к последующему пожару. Возгорание возникло лишь после второго касания о землю, которое самолёт совершил плашмя, когда у него стойки шасси отлетели. И слава богу, что лайнер не взорвался, — жертв было бы ещё больше. Кроме того, в кабине экипажа, вероятно, была паника — это видно по траектории движения, по схеме захода на посадку.
10 лет я не устаю повторять — нынешние пилоты уже фактически не пилоты. Мышечную память им заменяют компьютеры. Они знают, как тыкать и на какую кнопку. А чуть электроника отказала — такие пилоты „плывут“. Это полный провал подготовки лётного состава».
Но ошибка пилотов не единственная причина катастрофы «Суперджета», считает лётчик-испытатель. «Человеческий фактор сработал ещё тогда, когда появилась идея этого самолёта, сопряжённая с высочайшим уровнем коррупции. В угоду этому проекту фактически убили хороший отечественный самолёт Ту-334. Но с 2014 г. так и не смогли начать массовые полёты „Суперджета“, как планировали. Освоили миллиарды бюджетных рублей, а самолёты стоят — их не берут авиакомпании.
При этом правительство сейчас подписало дополнительное соглашение на приобретение „боингов“ и „эрбасов“. То есть иностранную технику покупаем, а нашу авиационную промышленность едва поддерживаем на плаву, причём то, что вкладывается, большей частью разворовывается. Подсчитано, что тарифы на авиабилеты у нас завышены на 30%. Куда эти деньги уходят? На обновление авиационного парка? Нет! На создание сервисных условий в зарубежных аэропортах? Нет! Деньги в карманах у этих авиационных боссов, их детей и внуков.
Те, кто принимает решения, сами не летают на рейсовых самолётах. Сегодня их задача — оправдаться за очередную трагедию, и каждый оправдывает своё ведомство как может. Истина же никому не нужна. Вот если бы все эти чиновники представили, что на местах погибших в самолёте сидели их семьи, их жёны и дети, тогда, может быть, они бы очнулись».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции