На саммите G20 председатель КНР предложил ввести для всех людей на Земле «коды здоровья» и в зависимости от их показателей разрешать или запрещать их обладателям передвигаться по стране и миру, занимать те или иные должности.
Идеи так или иначе поделить народ на разные группы в зависимости от устойчивости человека к инфекциям типа коронавируса время от времени рождаются в умах руководства разных стран. Ждёт ли нас новая сегрегация – на сей раз по состоянию здоровья, а не по цвету кожи или социальному статусу? Сбудется ли мечта «золотого миллиарда» – разделить мир на «чистых» и «нечистых», на тех, кому будет позволяться больше, чем другим?
Анатолий Салуцкий, писатель, публицист:
Призыв Китая – очередная попытка показать миру своё новое могущество, продемонстрировать, что он может охватить таким методом всё человечество и поставить его под контроль. Однако внедрение «паспортов здоровья» входит в противоречие с законодательствами и принципами очень многих стран, как внутренними, так и международными. Какое право имеет одна страна в обязательном порядке узнавать о самочувствии граждан других стран? Сведения о состоянии здоровья – это гораздо важнее, чем анкета с данными биографии. Это врачебная тайна, тайна личности, которая охраняется государством. Разглашать её возможно только по суду.
Безусловно, есть ряд болезней, о которых люди обязаны сообщать в органы здравоохранения (но не соседям по лестничной клетке, к примеру), в том числе «общественно опасные» заразные заболевания вроде сифилиса и СПИДа. А остальное – мало ли у кого что?
А как это будет выглядеть по отношению к крупным политикам, лидерам стран – когда состояние их здоровья станет достоянием всего мира и может быть использовано во вред тому государству, которое они возглавляют, или как инструмент политического шантажа?
Кроме того, подобная практика сразу же регистрирует неравенство людей. Представьте, что, скажем, при приёме на работу вас будут досконально проверять на состояние здоровья и только на основе этого, а не на основе ваших талантов, умений, навыков сепарировать: этого брать, а этого нет, потому что у него язва, сердечная недостаточность или кариес. Здоровье – вещь очень подвижная, особенно с возрастом. Потребуются периодические проверки, перепроверки, уточнения и т. д. Кто всё это будет отслеживать, корректировать? Подобные новшества внесут в саму суть прав человека непоправимые изменения. Это не божеское дело – оно гораздо хуже, чем расовая или имущественная сегрегация. Оно не только нереально, но и безумно вредно. На это, скорее всего, не согласятся государства мира – и правильно сделают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции