Дина Никуличева, главный научный сотрудник Института языкознания РАН, профессор, преподаватель Московского лингвистического университета
Этот вопрос назрел давно. Но к его решению нужно подходить дифференцированно. Запрещать использовать ноутбуки во время лекций - это, конечно, перебор. Но в то же время сохранять навыки письма от руки просто необходимо. В нашем мозге есть участки, которые совмещают мелкую моторику и движения речевого аппарата. Это играет большую роль в успешном овладении как родным языком, так и иностранным. Соединение буквы и звука через моторику, а по сути, через мозг - это то, что человечество развивало и укрепляло на протяжении тысячелетий. Потому отбрасывать этот навык совсем пока не стоит.
Сейчас большинство молодых людей с помощью гаджетов пишет гораздо быстрее, чем от руки. И ничего плохого в этом нет. Печать на клавиатуре - это тоже мелкая моторика. И здесь также возможна активация жёсткой связи «пальцы - артикуляция - буква». Такой метод, кстати, ведёт к повышению грамотности. Так что, возможно, в будущих школьных реформах этот факт будет учтён.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции