После трагедии на шахте «Листвяжная», где погибли 46 горняков и 5 спасателей, президент устроил разнос владельцам угольной компании.
«Совет директоров как-то следит за тем, что происходит в сфере безопасности, или только деньги считает?» – возмутился Владимир Путин. Вопрос теперь в том, кто и как ответит за эту аварию. До сих пор в 80% случаев наказывали ответственных за охрану труда и только в 20% – руководителей.
Андрей Виль, официальный представитель Ростехнадзора:
- Уже несколько лет Ростехнадзор предлагает распространить финансовую ответственность в случае аварий на собственников. Однако предложение не находит поддержки. Нам возражают, дескать владельцы чисто технически не могут напрямую контролировать исполнение норм и правил. Но ситуация, когда, например, за разлив дизтоплива хозяева предприятия платят в тысячу раз больше, чем за гибель десятков людей, выглядит двусмысленно (за аварию на ТЭЦ в Норильске в 2020 г. был заплачен рекордный штраф в 146 млрд руб. – Ред.). Не снижения прибыли должен опасаться владелец, а разорения в случае аварий, сопряжённых с человеческими жертвами. Не нужно ужесточать обязательные требования, создавать новые органы и комиссии – всё это есть и работает. Необходимо одно изменение – нарушение норм промышленной безопасности обязано стать невыгодным собственникам. Никакие карательные санкции в отношении должностных лиц и госслужащих положение не поправят. Пока оптимизация расходов за счёт жизни работников будет рентабельнее, ожидать кардинальных изменений наивно.
Часто говорят, что наказание получают лишь «стрелочники». Но они не «стрелочники». Они как раз те, кто по закону обязан обеспечивать промышленную безопасность. Помимо финансовой ответственности собственников мы всегда предлагали подчинить службы производственного контроля советам директоров компаний, чтобы персонал этих служб не зависел от руководителей предприятий. Сейчас одни и те же люди отвечают и за производство, и за надзор за безопасностью производства. И если на предприятии происходит авария, это значит, что менеджмент и ответственные за безопасность сделали свой выбор между премией и риском пойти под суд в пользу денег.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции