Что за «обратные дожди» обнаружили под землёй учёные?

Категория:  Загадки планеты
Ответ редакции

Французские геологи представили новый взгляд на процессы, идущие в недрах нашей планеты. Согласно их теории, из-под земной коры на поверхность просачиваются «обратные дожди», наполняющие океан водой. Исследование опубликовано в журнале Physics of the Earth and Planetary Interiors («Физика Земли и планетарных недр»).

Учёные давно знают, что круговорот воды в природе происходит не только над поверхностью Земли, но и в её глубинах. Вода уходит в мантию — слой между корой и ядром — при движениях тектонических плит — и возвращается наружу в результате извержений вулканов или через геотермальные источники. Благодаря этому уровень Мирового океана остаётся относительно стабильным на протяжении последних 500 миллионов лет. Если бы этого не было, Земля выглядела бы то как планета-океан, то как высохшее небесное тело. Тот факт, что уровень Мирового океана не претерпевает значительных колебаний, делает планету пригодной для жизни.

Но оказывается, внутри Земли, в пределах первых нескольких сотен километров под корой, находится ещё один океан. И, скорее всего, это самый большой океан в мире. Правда, его содержимое не плещется волнами, и ни одно живое существо не обитает в его водах. Да и водой это можно назвать с большой натяжкой.

Сотрудники Клермонского университета Оверни (Франция) Денис Андро и Натали Больфан-Казанова разработали новую геологическую модель. Согласно ей, в недрах Земли гораздо больше воды, чем считалось ранее. Когда твёрдая порода в мантии насыщается химически диссоциированной водой, она превращается в своеобразную расплавленную суспензию. Эта смесь в итоге становится достаточно лёгкой, чтобы начать подниматься, и просачивается обратно к земной коре. Исследователи назвали это «мантийным дождём» (mantle rain).

«Представьте себе кашеобразную смесь из песчинок, которые приклеены друг к другу грязью между ними. Эта грязь и есть мантийный дождь», — говорят они. Достигая верхних слоёв мантии, вода связывается с содержащимися в ней минералами, что снижает температуру их плавления и освобождает ещё больше воды.

Как утверждают авторы теории, насыщенный огромным количеством воды слой находится на глубине 410 километров. Чтобы обнаружить его, учёные проанализировали, что происходит, когда плита породы погружается в мантию всё глубже и глубже. Так выяснилось, что по мере её опускания, повышения температуры и давления происходит плавление породы, в результате чего высвобождается вода, и возникает тот самый «обратный дождь».

В своем исследовании французские геологи доказывают, что этого «дождя» достаточно, чтобы поддерживать баланс круговорота воды в недрах планеты. Но требуется дополнительная работа, чтобы понять все детали этого процесса.