Волгоградцев оскорбил фривольно использованный образ монумента «Родина-мать зовёт». Реклама вышла сюрреалистичная: Родину-мать сопровождают жирафы с пакетами и жук-навозник.
Компания по доставке продуктов из известного гипермаркета опубликовала в Instagram креативную, на их взгляд, рекламу. На плакате изображена Родина-мать с лимоном в руке, рядом с ней — жук-навозник катит шарик. Рекламный коллаж вызвал бурю возмущения в социальных сетях.
Особенно оскорбленными себя почувствовали волгоградцы: для них «Родина-мать зовет» — не только символ победы в ВОВ, но и главный символ города.
«Немой шок»
«Ничего, кроме немого шока, эта картинка не вызывает, — говорит жительница Волгограда Дарья Лёвина. — Нашу „Родину-мать“ уже измучили издёвками: то „зелёнкой“ вымажут, то лимон и жук-навозник. Даже замысел креативщиков тут непонятен. Что вообще они хотели сказать? Они в здравом уме? Конечно, меня как потомка сталинградцев эта картинка оскорбляет. Лично мне неприятно смотреть на это. Эхо войны ещё слышится на наших улицах, оно в сердцах, это живая боль! Мы возим детей на Мамаев курган, рассказываем историю, они гордятся подвигами, интересуются! Если мой ребёнок увидит это, как ей объяснить? Почему символ героического прошлого стоит рядом с навозом? Почему какие-то люди настолько не уважают других людей, и живых, и мёртвых, что позволяют себе такое? Наверное, пришлось бы сказать, что они дурно воспитаны».
«Реклама тупая, — считает студентка Маргарита. — Я бы не стала пользоваться такой доставкой, потому что я считаю это надругательством над символом нашего города и символом Победы. Победа в Великой Отечественной войне — это для меня великий подвиг предков, и я помню и горжусь этим».
Вечером 16 февраля в компании удалили скандальную рекламу. Коллаж использовался для анонсирования запуска службы доставки еды в Волгограде, Перми, Челябинске, Тюмени и Уфе. По замыслу рекламщиков, на нём были изображены главные символы обозначенных городов.
Использование образа пытались узаконить
«Я считаю, что категорически недопустимо смешивать образы, связанные с памятью миллионов человеческих жизней, с образами креативной базарно-рыночной системы, — говорит председатель Ассоциации профессиональных гидов-переводчиков города Волгограда Оксана Сергеева. — Это бездушно и говорит лишь о том, что у таких рекламщиков просто отсутствуют какие-либо ценностные убеждения и элементарная человеческая справедливость! Сама по себе опасна существующая тенденция на „лёгкое“ и „креативное“ воспроизведение тех исторических событий, за которыми стояли трагедии, нечеловеческая жестокость и миллионы погибших за родную землю».
Руководство музея-панорамы «Сталинградская битва» уже пыталось ограничить использование образа Родины-матери всеми подряд.
«Они проводили аналитику, выясняли, кто и как использует образ Родины-матери. Приблизительно в то время произошло засилье китайских статуэток: они продавались во всех туристических местах. Родину-мать использовали кто как мог и кто во что горазд, — говорит общественный деятель Волгограда Антонина Донцова. — Не всегда эти изображения были качественными, и не всегда Родина-мать была похожа сама на себя. В итоге туристы увозили то, что приходилось. Эта ситуация очень заботила руководство „Мамаева кургана“. Пытались как-то урегулировать этот вопрос в правовом поле. Ведь „Родина-мать“ — не частная собственность, а исторически и культурно важный объект не просто федерального, а мирового значения!»
Сейчас авторские права на использование изображения Родины-матери принадлежат музею «Сталинградская битва», но это не мешает образу регулярно появляться в недобросовестной рекламе. Например, в 2017 году в Краснодаре образ (правда, не монумента, а с известного советского плаката) использовали в рекламе пива. Родина-мать «обещала» каждому покупателю рыбу в подарок. Образ появлялся и в рекламе нескольких турагентств.
В конце 2019 года группа Anacondaz изобразила на обложке альбома коллаж из изображений «Родины-матери» и скульптуры неизвестного автора: внутри разорванного на части монумента виднелся скелет. Директор «Сталинградской битвы» Алексей Дементьев назвал обложку оскорбительной и обратился в прокуратуру.
Нарушили закон
Правоведы увидели в использовании образа Родины-матери с жирафами и жуком нарушение закона.
«Рекламный материал, по моему мнению, подпадает под признаки сразу двух нарушений, — говорит юрист Дмитрий Любитенко. — Первое — в рекламе с точки зрения закона не допускается использование официальных государственных символов и объектов культурного наследия (часть 6 статьи 5 Федерального закона „О рекламе“). А скульптура „Родина-мать зовёт!“ отнесена к особо ценным объектам культурного наследия федерального значения.
Второе — в рекламном материале мы можем наблюдать признаки осквернения символов воинской славы, что является наказуемым с точки зрения уголовного и административного законодательства. Напомню, такой прецедент уже имел место в отношении использования изображения скульптуры „Родина-мать зовёт!“».
Любитенко отметил, что в рассматриваемом случае изображение представляет неточную копию скульптуры. Возможно, так авторы рекламы попытались обезопасить себя.
«Думаю, это у них не получилось, так как изображение вызывает явные ассоциации с известной скульптурой», — считает юрист.