С москвички требовали долг, угрожая семье её начальника — генерал-майора. Эта достойная кино история с выбиванием долга по микрозайму случилась в Москве. Слишком активная сборщица денег сама угодила под обвинение в вымогательстве.
По данным телеграм-канала Baza, сотрудница столичной полиции Наталья Р. не отдала самарской микрофинансовой организации микрозайм в 18 тыс. руб. и проценты. Сотрудница МФО Татьяна М. стала названивать в дежурную часть, где работает москвичка, а потом решила, что надо привлечь начальника должницы — главу одного из окружных УВД. Но генерал-майор не захотел помогать выбивать деньги или возвращать набежавшую сумму за подчинённую. Тогда коллектор стала угрожать, что объявит себя его любовницей. Параллельно раздобыла телефон жены генерал-майора и стала названивать ей. В результате Татьяну задержали за вымогательство и отправили в СИЗО. А все потому, что работать с должниками надо тоже уметь, в российском законодательстве такие взаимоотношения прописаны очень подробно.
По закону — никаких угроз
Как в идеале должно проходить общение с коллектором (банком, МФО), объясняет судебный юрист и правовой блогер Денис Костин.
«Письма и звонки: коллекторы обычно начинают свое воздействие с отправки писем и звонков должнику, уведомляя о задолженности и требуя ее погашения. Они могут использовать различные методы коммуникации, включая телефонные звонки, SMS, электронные письма и официальные уведомления.
Устные и письменные предупреждения: коллекторы могут предупредить должника о возможных последствиях непогашения долга. Это может включать уведомление о возможности передачи долга в суд или взыскание имущества.
Переговоры и урегулирование: коллекторы могут предлагать должнику различные варианты урегулирования долга, такие как установление рассрочки платежей, скидки на задолженность или другие способы снижения долга. Они могут также проводить переговоры с должником, чтобы достичь соглашения о возврате долга.
Судебное взыскание: если должник отказывается погасить долг или не реагирует на требования коллекторов, последние имеют право обратиться в суд. В суде коллекторы могут получить решение в свою пользу и взыскать долг с должника с помощью различных мер, включая обращение к судебным приставам, опись имущества, зарплатных удержаний и т. д.
Использование информационных ресурсов: Коллекторы имеют доступ к информации о должнике через базы данных и информационные ресурсы. Они могут проверить информацию о должнике, его имуществе, доходах и т. д. Эта информация может быть использована для разработки стратегии взыскания долга. Всё это красиво звучит в теории. На практике же коллекторы ведут себя не в соответствии с законом, попирают права граждан. В таком случае граждане могут смело жаловаться судебным приставам и прокурору. К жалобам прикладывать все возможные доказательства незаконных действий коллектора: письменные, аудио и видео».
Ночью звонить запрещено!
Самое интересное, что многие должники вообще не в курсе, что им не имеют права названивать на работу, как и напоминать о долге чаще одного раза в день (в сумме таких дней может быть не более 8 в месяц). Более того, даже время контактов строго регламентировано федеральным законом 230-ФЗ: в будни — 8.00 — 22.00, в выходные — 9.00 — 20.00. Что касается третьих лиц, то они вообще не обязаны коллекторам даже «добрый день» говорить, не то что сообщать информацию о должнике.
Кстати, ВЦИОМ опубликовал свежий опрос как раз по теме, насколько адекватно ведут себя коллекторы.
Вопрос «За последние 2 года коллекторы стали работать более цивилизованно, менее цивилизованно или ничего не изменилось?» поставил многих респондентов в тупик. 30% сказали, что никогда не общались с ними, 23% затруднились ответить. Еще 25% опрошенных заявили, что коллекторы стали более цивилизованными, другие 18% перемен не заметили. Четыре оставшихся процента респондентов уверены, что ситуация ухудшилась. Кстати, 33% участников исследования отмечают, что государство должно жестче контролировать работу коллекторов.