Примерное время чтения: 5 минут
26707

Многотоннажный оброк. Против чего протестуют дальнобойщики?

Акция протеста дальнобойщиков.
Акция протеста дальнобойщиков. АиФ

Стартовавшая накануне общероссийская акция протеста дальнобойщиков под названием «Улитка» обернулась серьезными заторами на федеральных трассах. В течение дня колонны грузовиков блокировали участки различных дорог, оставляя для проезда только один ряд. Дальнобойщики намерены провести серию подобных акций; следующая «Улитка» запланирована на 24 ноября.

Из-за чего сыр-бор?

Недовольство водителей большегрузов вызвала система взимания платы под названием «Платон».  С 15 ноября текущего года владельцев грузовиков обязали вносить плату за проезд по федеральным дорогам России в размере 1,53 рубля за километр пути. С 1 марта 2016 года тариф будет повышен до 3,06 рублей. Это объясняется тем, что основной ущерб асфальтовому полотну наносят именно тяжелые фуры; согласно подсчетам Росавтодора – до 56% урона.

Ежегодно государство тратит около триллиона рублей на ремонт дорог, но грузовики разбивают асфальта на 2,6 триллиона рублей. При таком балансе какое-либо улучшение состояния дорог невозможно. В большинстве европейских стран тяжелый транспорт облагается дорожным сбором; в Австрии ставка доходит до $0,49 в Белоруссии $0,16.  

«Мы все хотим ездить по хорошему асфальту, поэтому внедрение системы наподобие «Платона» неизбежность, рассказал АиФ.ru председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. Но, к сожалению, «Платон» в том виде, в котором он создан, далек от совершенства».

Система предусматривает установку в каждый грузовик датчика ГЛОНАСС/GPS, с помощью которого отслеживаются все перемещения машины. Если такого прибора нет, владелец грузовика обязан оформлять транспортную карту своего маршрута. Таким образом, «Платон» должен не только взыскать деньги на ремонт дорог, но и покончить с теневым рынком автоперевозок: незарегистрированным водителям, вышедшим в рейс без прибора и карты, грозит штраф от 5 тысяч до 1 миллиона рублей (для юридических лиц).

В первые же сутки работы «Платон» принес бюджету 35 миллионов рублей. Однако затем запуск системы сопровождался массовыми сбоями.

«Гигантские очереди в офисах, невозможность зарегистрироваться онлайн, огромное количество ошибок на сайте, пожаловался АиФ.ru координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Выявлены случаи, когда «Платон» прокладывал маршрут по дорогам, которых на самом деле не существует, предписывал водителям ехать под запрещающие знаки. А рейс откладывать нельзя; это значит, что водители начнут получать штрафы в размере 450 тысяч рублей без всякой вины. Система просто сырая, нерабочая; если ее разработчики со мной не согласны, я готов ответить за свои слова в суде».

Схожего мнения придерживается и председатель ФАР Сергей Канаев: «На мой взгляд, «Платон» должны были год-полтора обкатать в тестовом режиме, за символическую стоимость. И только потом повышать тариф до реальных значений».

Протест

Запуску системы взимания платы предшествовала акция протеста, состоявшаяся 11 ноября: 200 фур блокировали федеральные трассы. Тогда Министерство транспорта пообещало дальнобойщикам ряд уступок. В частности, за пределами Московской области водителей и владельцев грузовых автомобилей не должны были штрафовать вплоть до 1 мая 2016 года. Однако позже новость, анонсирующая эту отсрочку, исчезла с сайта Минтранса. Тогда дальнобойщики вновь решили перекрыть дороги.

«Наша задача – привлечь внимание общественности к введению побора за проезд многотоннажного транспорта по федеральным трассам, объяснил Валерий Войтко. Мы считаем, что это не только уничтожает бизнес грузоперевозок, но и наносит прямой вред экономике нашей страны, которая и без того еле трепыхается. Тариф 3,50 или 3,06 рублей за километр поднимет стоимость товаров. Нас всех ждет ощутимый рост цен».

По словам координатора ассоциации «Дальнобойщик», цены поднимутся от 4% до 6-8% в зависимости от спецификации товара; их рост не будет одномоментным, так как большинство автоперевозчиков продолжат еще какое-то время работать по старым контрактам. Но через полтора-два месяца подорожает все.

Признавая наличие «шероховатостей» в системе «Платон», Росавтодор не намерен идти на попятную: «Правомерность запуска системы «Платон» закреплена на законодательном уровне. В проекте бюджета Российской Федерации на 2016 год заложены прогнозные сборы с «12-тонников» в размере около 40 млрд рублей, которые будут инвестированы в дорожное хозяйство страны. Добиться пересмотра того, что уже запущено в работу и подкреплено не только со стороны государства, но и со стороны 600 000 транспортных средств, зарегистрированных в системе, организаторам забастовок не удастся».

Однако и дальнобойщики не собираются сдаваться. По словам Войтко, автоперевозчики в Дагестане, Санкт-Петербурге, Ростове, Татарстане готовы протестовать до полной отмены «оброка»: «Мы считаем, что предполагаемая прибыль несоизмерима с ущербом для экономики всей страны. Кроме того, у людей есть понимание того, что это несправедливо», подчеркнул Войтко.

Оцените материал
Оставить комментарий (19)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах