Стартовавшая накануне общероссийская акция протеста дальнобойщиков под названием «Улитка» обернулась серьезными заторами на федеральных трассах. В течение дня колонны грузовиков блокировали участки различных дорог, оставляя для проезда только один ряд. Дальнобойщики намерены провести серию подобных акций; следующая «Улитка» запланирована на 24 ноября.
Из-за чего сыр-бор?
Недовольство водителей большегрузов вызвала система взимания платы под названием «Платон». С 15 ноября текущего года владельцев грузовиков обязали вносить плату за проезд по федеральным дорогам России в размере 1,53 рубля за километр пути. С 1 марта 2016 года тариф будет повышен до 3,06 рублей. Это объясняется тем, что основной ущерб асфальтовому полотну наносят именно тяжелые фуры; согласно подсчетам Росавтодора – до 56% урона.
Ежегодно государство тратит около триллиона рублей на ремонт дорог, но грузовики разбивают асфальта на 2,6 триллиона рублей. При таком балансе какое-либо улучшение состояния дорог невозможно. В большинстве европейских стран тяжелый транспорт облагается дорожным сбором; в Австрии ставка доходит до $0,49 в Белоруссии – $0,16.
«Мы все хотим ездить по хорошему асфальту, поэтому внедрение системы наподобие «Платона» –неизбежность, – рассказал АиФ.ru председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. – Но, к сожалению, «Платон» в том виде, в котором он создан, далек от совершенства».
Система предусматривает установку в каждый грузовик датчика ГЛОНАСС/GPS, с помощью которого отслеживаются все перемещения машины. Если такого прибора нет, владелец грузовика обязан оформлять транспортную карту своего маршрута. Таким образом, «Платон» должен не только взыскать деньги на ремонт дорог, но и покончить с теневым рынком автоперевозок: незарегистрированным водителям, вышедшим в рейс без прибора и карты, грозит штраф – от 5 тысяч до 1 миллиона рублей (для юридических лиц).
В первые же сутки работы «Платон» принес бюджету 35 миллионов рублей. Однако затем запуск системы сопровождался массовыми сбоями.
«Гигантские очереди в офисах, невозможность зарегистрироваться онлайн, огромное количество ошибок на сайте, – пожаловался АиФ.ru координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Выявлены случаи, когда «Платон» прокладывал маршрут по дорогам, которых на самом деле не существует, предписывал водителям ехать под запрещающие знаки. А рейс откладывать нельзя; это значит, что водители начнут получать штрафы в размере 450 тысяч рублей без всякой вины. Система просто сырая, нерабочая; если ее разработчики со мной не согласны, я готов ответить за свои слова в суде».
Схожего мнения придерживается и председатель ФАР Сергей Канаев: «На мой взгляд, «Платон» должны были год-полтора обкатать в тестовом режиме, за символическую стоимость. И только потом повышать тариф до реальных значений».
Протест
Запуску системы взимания платы предшествовала акция протеста, состоявшаяся 11 ноября: 200 фур блокировали федеральные трассы. Тогда Министерство транспорта пообещало дальнобойщикам ряд уступок. В частности, за пределами Московской области водителей и владельцев грузовых автомобилей не должны были штрафовать вплоть до 1 мая 2016 года. Однако позже новость, анонсирующая эту отсрочку, исчезла с сайта Минтранса. Тогда дальнобойщики вновь решили перекрыть дороги.
«Наша задача – привлечь внимание общественности к введению побора за проезд многотоннажного транспорта по федеральным трассам, – объяснил Валерий Войтко. – Мы считаем, что это не только уничтожает бизнес грузоперевозок, но и наносит прямой вред экономике нашей страны, которая и без того еле трепыхается. Тариф 3,50 или 3,06 рублей за километр поднимет стоимость товаров. Нас всех ждет ощутимый рост цен».
По словам координатора ассоциации «Дальнобойщик», цены поднимутся от 4% до 6-8% в зависимости от спецификации товара; их рост не будет одномоментным, так как большинство автоперевозчиков продолжат еще какое-то время работать по старым контрактам. Но через полтора-два месяца подорожает все.
Признавая наличие «шероховатостей» в системе «Платон», Росавтодор не намерен идти на попятную: «Правомерность запуска системы «Платон» закреплена на законодательном уровне. В проекте бюджета Российской Федерации на 2016 год заложены прогнозные сборы с «12-тонников» в размере около 40 млрд рублей, которые будут инвестированы в дорожное хозяйство страны. Добиться пересмотра того, что уже запущено в работу и подкреплено не только со стороны государства, но и со стороны 600 000 транспортных средств, зарегистрированных в системе, организаторам забастовок не удастся».
Однако и дальнобойщики не собираются сдаваться. По словам Войтко, автоперевозчики в Дагестане, Санкт-Петербурге, Ростове, Татарстане готовы протестовать до полной отмены «оброка»: «Мы считаем, что предполагаемая прибыль несоизмерима с ущербом для экономики всей страны. Кроме того, у людей есть понимание того, что это несправедливо», – подчеркнул Войтко.