Кто такие частные приставы?
Частные судебные приставы должны будут подчиняться Федеральной службе судебных приставов (ФССП) и заниматься исключительно корпоративными разбирательствами. Такие предложения содержатся в проекте федерального закона «О частных судебных исполнителях», разработанном в Торгово-промышленной палате (ТПП). Как сообщает РБК, 1 октября этот документ рассматривался в ТПП на совещании с представителями бизнеса, банков, некредитных финансовых организаций и Минюста.
Кто такие частные приставы и зачем они нужны?
Как поясняется на сайте ФССП, частная система принудительного исполнения характеризуется тем, что судебный исполнитель является свободным профессионалом. Он самостоятельно организует свою деятельность и несет при этом имущественную ответственность за результаты своей работы. Частный судебный пристав получает полномочия от государства в лице органов юстиции и действует от имени государства.
Предполагается, что введение института частных приставов могло бы значительно повысить эффективность взыскания на этапе исполнительного производства и разгрузить ФССП. Так, например, по данным Федеральной службы за 2018 год, на ее исполнении находилось свыше 87 миллионов дел, из них к концу года окончено или прекращено порядка 52 миллионов.
В России идея создать институт частных приставов обсуждается уже не первый год на разных уровнях. Так, в 2006 году такой эксперимент предложил Юрий Чайка, на тот момент возглавлявший Минюст, однако тогда его сочли преждевременным. В 2014 году ведомство все-таки разработало законопроект о частных приставах, но его так и не приняли. К идее вернулись спустя три года: в 2017 году. Тогда Центр стратегических разработок, готовивший предложения для президентской экономической программы под руководством Алексея Кудрина, выпустил доклад, в котором говорилось о неэффективности ФССП и предлагалось, в частности, ввести частных приставов. В марте 2019 года о необходимости создать институт частных приставов заявили в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Предполагалось, что приставы смогут взыскивать задолженность юрлиц, а также долги по алиментам, социальным пособиям и зарплате. В ряде случаев РСПП предлагал разрешить взыскателям самим решать, к кому обращаться: к частному или государственному приставу.
Какие полномочия хотят предоставить частным приставам?
В проекте закона, разработанном Торгово-промышленной палатой, говорится, что частные судебные приставы смогут исполнять судебные акты по спорам, в которых участвуют юридические лица, в частности, по коммерческим разбирательствам в арбитражном суде. Компания, выигравшая дело, сможет обратиться к частному приставу, предварительно заключив с ним договор частного судебного исполнения. Пристав, в свою очередь, за вознаграждение будет взыскивать средства теми же мерами, что и государственные служащие. То есть иметь право арестовывать имущество и счета должника, обращать на них взыскание либо, если речь идет о недвижимости, требовать освободить помещение.
Как отмечается в документе, частным приставом сможет стать гражданин России старше 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по специальности не менее двух лет. Кандидат должен будет сдать специальный квалификационный экзамен, разработанный Минюстом, а также зарегистрироваться в Палате частных судебных приставов. В проекте говорится, что подтверждать свою квалификацию частным приставам нужно будет каждые четыре года. Частному приставу запретят заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, такого рода исполнители будут нести персональную ответственность за соблюдение закона при взыскании задолженности.
Всех частных приставов предполагается вносить в специально созданный реестр. Контролировать их деятельность будут Федеральная и региональные палаты судебных исполнителей. Эти структуры, в свою очередь, будут подчиняться ФССП и Минюсту.
В каких странах уже существуют частные судебные приставы?
Частная система принудительного исполнения действует в Бельгии, Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Румынии, Словакии, Словении, Франции, Эстонии и Литве. Компетенцию частного пристава, процедуры деятельности и размер тарифов там контролирует государство. Оно также выдает лицензии на такую деятельность. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.