Примерное время чтения: 4 минуты
389

Табачные игры

Депутаты требуют убрать сигареты под прилавок, но разрешают производителям диктовать свои цены.

Страсти вокруг антитабачного закона, который на прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении, не утихают. Законопроект претерпел немало правок и, наконец, был принят депутатами во втором чтении. На очереди - третье.

После продолжительных обсуждений голос малого бизнеса был услышан, и из закона убрали дискриминационный запрет продажи табачных изделий в торговых точках определенной площади. Однако, как утверждает Коалиция киоскеров, это мало поможет спасению предпринимателей и лишь отсрочит закрытие 175 тысяч торговых киосков и потерю рабочих мест почти полумиллионом человек.

В результате, с 2014 года крупная розница станет ключевым каналом розничной торговли табаком, полностью вытеснив из него мелких игроков. Вопрос, снизиться ли из-за этого объем продаваемых в нашей стране сигарет? Здравый смысл подсказывает, что вряд ли: курильщики просто начнут закупать сигареты в гипермаркетах и больших магазинах блоками впрок.

Другая широко обсуждаемая мера – запрет на выкладку табачных изделий. На первый взгляд, логика Минздрава понятна: не увидит человек сигарет в витрине, значит, лишний раз и не вспомнит, что собирался купить очередную пачку, с глаз долой – из сердца вон. Однако давайте вспомним, чем обернулся для табачного рынка введенный несколько лет тому назад запрет на наружную рекламу сигарет. Ведь, по сути, так называемая «наружка» и открытая выкладка в витрине или на прилавке, вещи очень похожие. В свое время, запрет наружной рекламы табачных изделий привел вовсе не к снижению уровня курения. Вместо того чтобы бросить курить, курильщики стали переключаться на сигареты тех брендов, которые долгое время были на слуху, старые и давно известные торговые марки.

Логичным образом крупные компании-производители сигарет, которые не жалели денег на рекламу в прошлые годы, только выиграли. Объем их продаж продолжил стабильный рост, марки же с меньшим «стажем» едва ли могли конкурировать с традиционными брендами.

Нельзя забывать и о еще одном важном моменте: Россия – страна в географическом смысле гигантская, граничащая с многими странами, где сигареты продаются по гораздо более низкой цене. Нелегальная торговля табаком в нашем государстве уголовной ответственности не предполагает. В подобных условиях, при запрете на выкладку и любую другу рекламу, сигареты фактически уходят «в тень», а прозрачность торговых операций контролировать становится крайне сложно. Открываются новые возможности для сбыта поддельного и нелегально ввезенного товара. Например, в Канаде в период запрета выкладки табачных изделий государство ежегодно теряло до 2 млрд. канадских долларов в виде неуплаченных налогов. 

Одна из немногих, по-настоящему работающих мер по ограничению курения – установление минимальных цен на табачную продукцию. И что, действительно, странно: именно эта мера приобрела в текущей версии законопроекта крайне удивительную формулировку. Теперь «минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75 процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».  Стоит пояснить, что максимальные цены на сигареты устанавливает сам производитель и, очевидно, что на практике данная норма никоим образом не меняет положение дел с ценообразованием. Если производитель может устанавливать любую максимальную цену, то и минимальный ценовой предел остается в его собственном ведении.

Одна из ранних редакций законопроекта предполагала ввести единую минимальную цену для всех марок, как это делается за рубежом. А именно установление минимального порога максимальной розничной цены в размере на 5-7 рублей выше, чем самая дешевая марка сигарет (25 руб.),  это автоматически вынудило бы производителей поднять цены на самые дешевые сигареты в их ассортименте. На деле же получается, что закон разрешает производителям занижать цены на продукцию без оглядки на государство, повышая привлекательность сигарет, прежде всего среди несовершеннолетних.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах