Это фактически сенсация: на днях Верховный суд Якутии оставил без изменений решение о выплате компенсаций гражданам, отравившимся кефиром местного завода. 161 человек получит в общей сложности 1,7 млн руб. Редким является не только факт доведения дела до суда, но и то, что молзавод остановил производство и изъял испорченную продукцию. Обычно и производители, и продавцы упорствуют - им легче заплатить мизерный штраф, чем согнать с полок испорченные продукты. Как они туда попадают? Почему закон только на бумаге чётко за нас, а в магазине - всегда против?
Можно ли в принципе купить качественные продукты в России? Может, для этого надо стоять у ворот мясных и молочных заводов и ловить продукты с конвейера? Или оттуда выходят уже испорченные мясо и йогурты? Кто это проверяет?
«Контроль в мясной промышленности есть, - говорит Сергей Юшин, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации. - Скажем, при выращивании птицы, свиней применяются антибиотики - животные тоже болеют. Если соблюдены все дозировки и лекарства прекратили давать минимум за месяц до убоя, это безопасно для потребителя. За соблюдением этого следит Россельхознадзор, и хочу сказать, что наша ветеринарная служба на федеральном уровне прекрасно оснащена и строго контролирует поставщиков прежде всего импортного мяса. Ситуация с отечественным мясом не столь радужна. Региональные ветслужбы не подчиняются федеральной, т. е. фактически не контролируются ею. Поэтому нередко производства - полулегальные, «под крышей» родственников, поступление животных - по фальсифицированным документам или вообще без них. Не соблюдаются ветеринарные и санитарные нормы. Зато покупатель рад - такое мясо дешевле. Но и риск несопоставим».
«Все помнят историю про запрещённые куриные окорочка из США, в которых Роспотребнадзор обнаружил хлор, - говорит Сергей Лисовский, 1-й заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике. - Девять месяцев их не ввозили в Россию, но теперь американская курятина снова на нашем рынке. Формально США подтверждают, что хлор при охлаждении не используется. Но одни стандарты действуют для внутреннего рынка, другие - для внешнего. Эти окорочка уже никто не берёт, но они идут в переработку и вы едите их в виде колбас, котлет. И никто не отказывается перерабатывать и продавать».
«Торговая сеть может не соблюдать правила хранения, неоднократно замораживать и размораживать продукцию, ставить не тот прилавок (вместо охлаждающего - замораживающий, и наоборот), - уверена Лариса Абдуллаева, ответственный секретарь Молочного союза. - В результате мы имеем молоко в размокших пачках, масло с налётом, водянистый творог. Много махинаций с сыром. Головку разрезают и маркируют на месте, при этом срок годности может неоднократно меняться - для этого просто переклеивают этикетку. Поэтому лучше просите отрезать нужный кусочек при вас».
«Обманывать покупателей выгодно, - констатирует Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ. - Миллионные доходы от этого несопоставимы со смешными штрафами - в среднем не больше 5 тыс. рублей. Для сравнения: в США, например, неверные данные на этикетке караются 100 тыс. долл. штрафа или лишением свободы до 3 лет, если продукция или услуги предоставляются без должной документации - это 250 тыс. долл. штрафа или до 5 лет тюрьмы. В Европе продавцы даже не понимают, о чём идёт речь, если их спросить, переклеивают ли они этикетки со сроком годности. А у нас…»
«У нас огромное число проверяющих организаций, но система контроля неэффективна. Функции контрольных организаций дублируют друг друга, не разграничены и не определены чётко их полномочия, - говорит Ольга Сухарева, директор юридической службы Федерации правовой помощи потребителям, - судиться с магазином тяжело и сложно доказывать связь между купленными продуктами и болезнью. Требуется куча экспертиз, свидетельств. Но даже после долгих, иногда многолетних тяжб полученные деньги столь ничтожны, что многие предпочитают не связываться».
Как везут и как продают продукты?
Сергей К. из Ставрополя проработал водителем в Центральной России почти год. Он развозил продукты со складов в магазины одной крупной сетевой компании. Теперь он ест только то, что выращено на своём огороде, а молоко берёт в деревне.
- Потому что стерилизованное молоко в пакетах нельзя назвать молоком! Только на складах оно лежало по полгода. Затем мы его развозили по магазинам. Там оно ещё полгода ждёт покупателя. И только если не получалось реализовать в течение года, мы его снова вывозили обратно на склад (срок годности такого молока - до 6 месяцев! - Ред.). Говорили, что это молоко отдавали на кондитерские фабрики, чтобы использовать в производстве. Шампанское я видел под таким огромным слоем пыли, что, думаю, ему не менее 10 лет (срок годности шампанского - до 2 лет. - Ред). Что пытались хранить по технологии - это свежие молочные продукты с небольшим сроком годности. Но только на складах. А развозили же мы их на машинах, которые ломались по три раза на дню, да ещё пожары этим летом, да пробки на федеральных трассах. Мы как-то с напарником спасали йогурты, когда машину-рефрижератор заклинило при 40-градусной жаре! Вынули продукты, положили под машину, накрыли травой и поливали водой. Слава Богу, в мотеле у дороги люди нормальные попались, «холодом» поделились.
Татьяна О. проработала продавцом в крупном продуктовом магазине Ростова-на-Дону три месяца, уволилась по собственному желанию. По её выражению, «кончились моральные силы»: «После окончания работы магазина все продавцы бросались «освежать» товары для следующего торгового дня. Смена старой наклейки со сроком годности на новую - самое безобидное, что мы делали. Если возмущённый покупатель приносил тухлый продукт назад, то требовалось сделать сначала удивлённое лицо и спросить: «Ой, а вы уверены, что это у нас покупали? Где чек?» Чек мы сами же всегда сминали и выбрасывали, едва покупатель успевал сгрести товар с прилавка. Если покупатель в ярости и байка про чек не проходит, деньги возвращали, пригласив менеджера, который искренне удивлялся, почему так плохо пахнет свежий, судя по наклейке, продукт. Тухлую колбасу или сосиски мы отмывали от слизи в жидкости для мытья посуды, затем смазывали растительным маслом. Завонявшую рыбу споласкивали марганцовкой, подкрашивали жабры красной акварельной краской и замораживали в камень. Однажды в мешок с рисом нагадила кошка, жившая в магазине. Думаете, рис выбросили? Нет, дерьмо выбросили, а рис перемешали и расфасовали в плотные полиэтиленовые мешочки. А сколько мышей в бочках с солёными огурцами тонет! Последней каплей стали шоколадные конфеты, изъеденные червями. Работали кропотливо: червяков выковыривали, а дырочки залепляли, подтаивая конфетки на свечах. Теперь продукты триста раз помну и понюхаю, прежде чем достать кошелёк».
Ходить, ждать - и что в итоге?
Чтобы дело об обмане покупателей или отравлениях порчеными продуктами дошло до суда, нужно потратить уйму времени. Получить компенсацию за утерянное здоровье и того сложнее.
Ольга Хребина из с. Кизильское Челябинской обл. пошла в магазин за маслом. Но дошла до прокуратуры, пусть этот путь и длился больше месяца:
- На масле стоял срок реализации продукта - 8 февраля 2009 г., - вспоминает женщина. - А на дворе август 2010-го! Потом протягивают мне молоко, я смотрю на срок годности, а он закончился уже 8 дней назад!
Ольга Васильевна понесла всё обратно в магазин, но товар у неё не приняли.«У меня лишних денег нет!» - решила женщина и написала заявление в прокуратуру.
- Редко кто доводит дело до конца. Купил залежалый товар - выбросил в помойное ведро, потому что некогда качать права,- говорит старший помощник прокурора района Сергей Асташкин.
И мы этих людей понимаем. Что толку ходить, если в итоге директора оштрафовали на… 4 тыс. руб., а магазин работает как ни в чём не бывало.
Чуть строже обошлись с руководством супермаркета в Калининграде. Там просроченные яйца, морепродукты отправляли в свой цех, где из них готовили салаты. Ими и отравились 52 человека. В итоге цех закрыли на 30 дней, а двух начальников магазина оштрафовали на 10 тыс. руб. каждого. Суд взыскал с супермаркета более 300 тыс. руб. в пользу отравившихся. Уверены ли вы, что после этого несвежие яйца в салатах больше не обнаружатся?
В Омске чуть не закончилась трагически покупка молочных продуктов. 12 детей попали в больницу с отравлением, из них у 7 развилась почечная недостаточность, двое стали инвалидами. Все ели продукты марки «Доктор Диеточкин». Проверки обнаружили на предприятии множество нарушений. Директор пытался откреститься от ответственности, а потом скрылся и был объявлен в международный розыск. И что теперь толку от того, что суд обязал его выплатить пострадавшим по 350 тыс. руб.?
Где лекарство от порчи?
Почему у нас так легко обмануть и обмануться? Потому что системы контроля у нас и за границей - разные.
Закон на стороне продавца
- Мы действуем в соответствии с несколькими федеральными законами. Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора)» предписывает проводить плановые проверки торговых точек не чаще, чем один раз в 3 года. Понятно, что это ограничивает возможности контроля, - поясняют в пресс-центре Роспотребнадзора. - Другой закон - «О защите прав потребителей» - даёт вам право возвратить товар ненадлежащего качества, потребовать возврата уплаченной суммы или замены товара. Если продавец не сделал этого добровольно, вы можете направить в его адрес претензию. Она оформляется в двух экземплярах, один остаётся у вас с пометкой о том, что второй передан продавцу. Ответ должен быть дан в течение двух недель. В случае неполучения ответа на претензию известите продавца, что собираетесь обращаться в органы прокуратуры, Роспотребнадзора, в суд для защиты своих прав.
А в Великобритании защищают прежде всего потребителя. Он и его здоровье - высшая ценность. «У нас существует Агентство стандартов продуктов питания, которое следит за производством, хранением и реализацией продуктов питания, - рассказала «АиФ» по телефону Элис Литго-Гольдштейн из британской организации защиты потребителей «Which?», - самое частое нарушение при реализации продуктов питания - продажа просроченных продуктов. В случае обнаружения такого продукта покупателю следует оповестить об этом продавца. Магазин обязан тут же возместить покупателю деньги или по договорённости заменить продукт на свежий». Продавец обязан тут же убрать с полок все наименования с просроченной датой. Если продавец отказывается возмещать или заменять продукт, то покупатель может обратиться за помощью в агентство, заполнив соответствующую анкету на интернет-сайте или позвонив по телефону. Оно, в свою очередь, обязано информировать покупателя о своих действиях. Дальше агентство даёт распоряжение в местные органы власти, которые обязаны проверить факты, принять меры. В случае неоднократного нарушения правил продавцу грозит огромный штраф или лишение лицензии.
В США также строго следят за качеством. Недавно менеджер британской фармацевтической фирмы сообщила американским властям, что поставляемая туда продукция не соответствует качеству - таблетки ломаются, а мазь заражена микроорганизмами. По закону США об информировании о корпоративных нарушениях или преступлениях сотрудница фирмы получит за донос 96 млн долл. Фирма признала брак и согласилась выплатить 750 млн долл. штрафа.
Главное - конкуренция!
«Есть два пути решения этой проблемы: ужесточение требований, что позволит приблизиться к заграничным стандартам, и усиление конкуренции. Причём второе важнее первого, - считает Евгений ЯСИН, экономист, научный руководитель ВШЭ. - На Западе рынок торговли продуктами настолько заполнен, что обманывать просто невыгодно. А у нас даже после 20 лет так называемой свободной экономики конкуренция в сфере торговли слабая. Вот и делают торговые сети что хотят. Если их в городе всего пять и они большие, то им легко сговориться и о ценах, и о том, чтобы пролоббировать перед властями свои интересы. Когда сети станут бояться, что мы, потребители, уйдём из их гигантского супермаркета на ближайший рынок, в маленький магазинчик на соседней улице или к фермеру в деревню, тогда и зауважают. Некоторые покупатели так уже делают».
Материалы подготовили: Наталья Бояркина, Юлия Гарматина, Валерий Сикорский («АиФ-Калининград»), Галина Назарова («АиФ в Омске»), Индира Кодзасова, Мария Карелина («АиФ-Челябинск»)