Польские ветеранские организации – «Польский союз бывших гитлеровских политзаключенных и узников концлагерей» и «Товарищество поляков, пострадавших от Третьего рейха» - потребовали от руководства германского национального железнодорожного перевозчика Deutsche Bahn выплаты денежной компенсации. По мнению ветеранов, немецкие железнодорожники, хорошо заработавшие в годы Второй мировой войны на перевозках военнопленных и других узников концлагерей, должны отдать часть этих средств жертвам нацизма. Об этом сообщает NEWSru.com со ссылкой на «Коммерсант».
Дело в том, что свою доставку в концлагеря заключенные оплачивали сами. По данным историков, согласно установленному нацистами порядку, деньги, изъятые у узников или полученные вследствие продажи их имущества, поступали на специально открытые SS тайные счета W (от немецкого Wanderung – «путешествие»), а потом с них происходил расчет с компанией Reichsbahn, осуществлявшей железнодорожные перевозки при Гитлере.
Эксперты рассчитали примерный размер общей прибыли Reichsbahn во времена Третьего рейха. Согласно тарифам того времени, перевозка одного взрослого человека на расстояние в один километр обходилась в два пфеннига, а для детей в возрасте от четырех до десяти лет - 50% от этой суммы. Исходя из этого, получается, что на перевозке узников немецкая компания тогда заработала в нынешних ценах 445 млн евро. Причем из них 100 млн евро за доставку в лагеря смерти польских евреев и 20 млн евро - за перевоз поляков.
Ветераны требуют денег от Deutsche Bahn на том основании, что эта компания со 175-летней историей, по их мнению, является правопреемницей Reichsbahn. Они рассчитывают, что DB постарается избежать скандала, так как в марте она надеется получить лицензию на пассажирские перевозки в Польше. Это стало возможным с либерализацией рынка железнодорожных перевозок, наступившей в Европе с 1 января.
Руководство DB утверждает, что любые попытки найти какую бы то ни было связь компании с Reichsbahn являются несостоятельными. Действительно, после войны имущество Reichsbahn перешло государству, а затем был основан концерн Deutsche Bahn.
В то же время, по сообщению The Times, DB не отрицает своей причастности к холокосту и признает, что «без железной дороги систематическое убийство европейских евреев и цыган было бы невозможным. Около трех миллионов человек почти со всей Европы были перевезены в нацистские лагеря уничтожения».