Примерное время чтения: 7 минут
4145

Контролёры, «зайцы» и турникеты: как работает метро в городах мира

В результате метро несет большие потери. Недавно стало известно, что с 2013 года в подземку спустятся контролёры. Поможет ли это в борьбе с безбилетниками?

Нужно оговорить следующий момент. Контролёры не станут проверять билеты в вагонах, как это можно было предположить. Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, заммэра Максим Ликсутов уточнил, что контролёры будут помогать органам полиции наводить порядок – в тех случаях, если кто-то «себя плохо ведет». Кроме того, метрополитен не планирует устанавливать турникетные линии на выходах со станций.

Вместе с тем, есть города, где «рейды» по проверке билетов у пассажиров непосредственно в вагонах метро давно и успешно применяется на практике. При этом в некоторых городах не только на выходах, но и на входах в метро вообще не установлены турникеты. Как это работает? Вот несколько примеров интересных решений одной и той же проблемы.

Фото: globallookpress.com

Пражский метрополитен действует с 1974 года. Билеты (jízdenkа) едины на разные виды транспорта. Их приобретают в автоматах на станциях метро, а также в газетных ларьках, магазинах и даже гостиницах. При входе в подземку билеты нужно прокомпостировать и хранить - на всякий случай (штраф составит 950 крон). Отсутствие турникетов не должно вводить в заблуждение. Ревизоры на станциях и в вагонах метро - не редкость. Они обязаны предъявить свое удостоверение и значок. Пойманному на месте преступления «зайцу» предложат расплатиться. Если денег нет, у «зайца» попросят документы и выпишут квитанцию. Вот только оплачивать штраф придется в специально отведенном месте. Ну а недовольного безбилетника может задержать находящаяся поблизости полиция, как вариант - увеличить размер штрафа.

Метро в Берлине Метро в Берлине. Фото: globallookpress.com

Берлинский метрополитен был открыт в 1902 году. Билеты здесь продаются в специальных билетных терминалах ярко-желтого цвета, расположенных на платформе или в кассах метро. Цена билета зависит от маршрута, количество пересадок – не ограничено. Перед поездкой билет компостируется. Как и в Праге, в берлинском метро нет турникетов. Но есть контролёры в штатском, которые могут выписать квитанцию на 40 евро. Подобная система действует также в Будапеште.

Метро в Стокгольме (столице Швеции) существует более полувека (открылось оно в 1950 году). Для проезда в метро и автобусе используется одни и те же билеты. На входе в метро стоят турникеты, однако они предназначены только для владельцев магнитных карт. Остальные пассажиры проходят через коридор рядом с будкой кассира, приобретая билет или компостируя заранее купленный (при этом, по словам очевидцев, кассиры на станциях порой отсутствуют).

Стокгольм Стокгольм. Фото: globallookpress.com

Билеты также продаются в специальных автоматах. Узнав станцию назначения, кассир ставит на билете штамп, фиксируя время и зону начала путешествия. Другой вариант – «карточка туриста» (travel card), позволяющая путешествовать на всех видах транспорта от суток и дольше. На нем также ставится штамп с датой и временем использования. Штраф за безбилетный проезд составляет 800 крон.

Метро в Копенгагене (столице Дании) совсем молодое, оно появилось лишь в 2002 году. Система тарифов основана на делении Копенгагена на зоны. Пассажиры приобретают билеты в кассах или в автоматах (можно расплатиться наличными или кредиткой), затем компостируют их в желтых валидаторах, которые можно найти в вестибюлях подземных станций или при входе на платформу на наземных станциях. Турникетов в метро нет, зато существуют контролёры, которые могут внезапно объявиться на станциях или в вагонах. Штраф за безбилетный проезд может составить 50-60 евро.

Лондонская подземка Лондонская подземка. Фото: globallookpress.com

Первый участок старейшего в мире Лондонского метрополитена открылся еще в 1863 году. Для подтверждения права на проезд здесь используются бумажные билеты с магнитной полосой Travelcard и смарт-карты Oyster со встроенным чипом. Пополнив баланс карты, можно оплачивать ею проезд. Плата за проезд в метро разнится в зависимости от зоны и вносится в кассах или с помощью автоматов. Последние «непредсказуемы»: какие-то принимают все виды наличных и кредитки, другие ограничиваются чем-то одним. Путь «зайцам» преграждают турникеты, прошмыгнуть мимо них практически невозможно. Билеты прикладываются к валидатору в начале и в конце поездки. Турникеты считывают и запоминают информацию о последнем входе в метро. По одному проездному может пройти только один человек. В самой подземке курсируют контролеры с переносными кардридерами. Пассажиры без действительного билета обязаны заплатить штраф в 80 фунтов (возможна отсрочка в течение 21 суток). Владельцам карты Oyster, которые не приложили на входе карту к валидатору в начале поездки и были схвачены за руку контролёром, придется заплатить 50 фунтов.

Вход в нью-йоркское метро Вход в нью-йоркское метро. Фото: globallookpress.com

Метро в Нью-Йорке появилось в 1869 году, первая подземная станция - в 1904 году. Прорваться через турникет, как в московском метро, здесь не удастся, ибо турникеты в метро высокие. К тому же, на станциях дежурит полиция. Интервалы между поездами большие, и контролер, дежурящий на входе, успевает вызвать подмогу. Безбилетнику придется заплатить штраф – 100 долларов.

Токийское метро - одно из крупнейших в мире по пассажиропотоку. Линии поделены на зоны по стоимости проезда. Билеты можно купить в автоматах, которые принимают купюры и монеты. Отличительная особенность местного метрополитена – наличие специальной должности «осия» по заталкиванию пассажиров в переполненные вагоны. Иногда сотрудников, занимающих эту должность, называют контролёрами.

Вагон метро в Токио Вагон метро в Токио. Фото: globallookpress.com

И хоть дальнейшее не касается непосредственно проблемы безбилетного проезда, отметим: несмотря на загруженность линий, пишут на форумах и в блогах очевидцы, перед посадкой в вагон на перроне японцы не толкаются, а стараются образовать очередь для входа. Туристы отмечают еще один забавный факт: несмотря на то, что детские билеты в японском метро стоят дешевле, и взрослый пассажир теоретически может приобрести подобный билет для самого себя из желания сэкономить, при проходе через турникет заиграет веселая музыка – и контролёр легко опознает нарушителя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах