Примерное время чтения: 6 минут
1159

​Жертва «Ракеты». История железных дорог началась со смерти экс-министра

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Один из первых паровозов «Ракета» (Rocket), построенный в 1829 году отцом и сыном Джорджем и Робертом Стефенсонами.
Один из первых паровозов «Ракета» (Rocket), построенный в 1829 году отцом и сыном Джорджем и Робертом Стефенсонами. Commons.wikimedia.org

Трагические события на железных дорогах сегодня, к сожалению, не редкость. Граждане, перебегая пути, зачастую не учитывают то, что у поезда нет возможности быстро остановиться или увернуться.

Строго по расписанию

Чем больше перевозок, тем чаще происходят ЧП — это неумолимая статистика. Стремительно несущемся составу все равно, кто перед ним — рабочий, топ-менеджер или звезда эстрады. Своеобразный демократизм железных дорог проявился еще на заре их существования. Ведь первой жертвой пассажирского поезда в истории стал... член парламента Британии!

В 1830 году в Британской империи произошло событие, наглядно подтверждавшее ее мировое технологическое лидерство — было завершено строительство железной дороги Ливерпуль — Манчестер.

56-километровая дорога предназначалась для доставки продукции с промышленных предприятий Манчестера в порт Ливерпуля. Впервые в истории она обслуживалась только паровозами, имела два пути на всем своем протяжении, а перевозки по ней осуществлялись в соответствии со строгим расписанием.

Паровоз Ракета и первая пассажирская железная дорога, 1830.
Паровоз «Ракета» и первая пассажирская железная дорога, 1830. Фото: Commons.wikimedia.org

Имперская карьера

Торжественное открытие движения стало большим событием в Великобритании, на него съехались видные политические деятели, включая премьер-министра Артура Уэсли, герцога Веллингтона, героя наполеоновских войн.

Среди тех, кто отправился на церемонию, был и 60-летний депутат парламента Уильям Хаскиссон. 

УильямХаскиссон.
Уильям Хаскиссон. Фото: Commons.wikimedia.org

Хаскиссон в юности жил в Париже, где его дядя работал врачом в британском посольстве, и воочию наблюдал события Великой Французской революции. Вернувшись в Англию в 1793 году, он в возрасте 23 лет избрался в парламент и оставался его членом на протяжении всей жизни.

В 1820-х годах карьера Хаскиссона достигла пика — он входил в правительство, занимал пост министра по делам колоний. Однако в 1828 году из-за конфликта в кабинете министров он подал в отставку.

«Берегитесь, джентльмены!»

Этот демарш, а также проблемы Хаскиссона со здоровьем и стали косвенными причинами драмы, разыгравшейся 15 сентября 1830 года.

Летом 1830 года политик проходил лечение болезни почек, и врач настоятельно рекомендовал ему некоторое время воздерживаться от поездок и рабочих встреч. Хаскиссон, однако, посчитал, что открытие железной дороги слишком важно, чтобы отказываться от участия в нем из-за недуга.

Составы с особо важными персонами делали остановку на станции Парксайд, чтобы пополнить запасы топлива и воды. Работники железной дороги посоветовали пассажирам не выходить из вагонов, но около полусотни человек решили поступить по-своему.

Среди тех, кто вышел на пути, оказался и Хаскиссон. Увидев премьер-министра, стоящего по другую сторону путей, он решил переговорить с герцогом Веллингтоном, чтобы уладить конфликт, возникший после его отставки.

В тот самый момент, когда Хаскиссон пошел через пути, раздался крик: «Приближается состав, берегитесь, джентльмены!»

Роковое промедление

К Парксайд подходил поезд, ведомый паровозом «Ракета» конструкции отца и сына Стефенсонов. Вел паровоз инженер Джозеф Локк, который, увидев человека на путях, предпринял попытку предотвратить наезд.

Но Хаскиссон совершенно растерялся. Он отличался медлительностью и неуклюжестью и в лучшие для себя годы, а после болезни передвигаться ему стало еще сложнее. Паровоз приближался, и запаниковавший политик попытался вернуться в свой поезд.

Он вцепился в дверь, но сил на большее не хватило, депутат парламента буквально повис на ней. Расстояния между путями были очень маленькими, и «Ракета» задела открытую дверь соседнего состава. Хаскиссона отбросило на рельсы, и его нога попала под состав.

Парламентария срочно эвакуировали, для чего выделили один из паровозов с вагоном. По иронии судьбы, Хаскиссона повезли в вагоне, предназначенном для правительственного оркестра.

Некролог — тоже отличная реклама?

Пострадавшего доставили в дом священника Томаса Блэкберна в Экклсе. Туда срочно вызвали врачей для проведения ампутации.

Хирург добрался до парламентария примерно через три часа. Осмотрев его, он вынес вердикт: без ампутации раненый скончается, но, с учетом состояния его здоровья, шансов перенести операцию у него тоже нет.

Депутат парламента написал завещание и через час скончался.

Удивительно другое — именно описанная британскими журналистами смерть Уильяма Хаскиссона привлекла широкое внимание не только к нему, но и к теме железнодорожных перевозок. Вскоре в Британии началась самая настоящая «железнодорожная лихорадка», а строительство железнодорожных трасс стало массовым.

Что до Хаскиссона, то он остался в истории как первая жертва поезда. По крайней мере из тех, чье имя достоверно известно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах