Примерное время чтения: 9 минут
7564

Взрыв большой секретности. Кто сбил итальянский лайнер летом 1980-го?

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Самолёт McDonnell Douglas DC-9-15.
Самолёт McDonnell Douglas DC-9-15. / Lewis Grant / Commons.wikimedia.org

Самолет, выполнявший обычный рейс, исчез с экранов радаров. Обнаруженные обломки позволили установить, что причиной гибели стал взрыв. Но виновники не установлены до сих пор. Это не история малазийского «Боинга» в Донбассе — все происходило в Западной Европе.

Жаркое лето 1980-го

Лето 1980 года было связано со спортом и политикой. Организованный Соединенными Штатами бойкот летней Олимпиады в Москве внес раскол в мировое сообщество. Даже во многих странах НАТО не разделяли эту идею. В Италии после долгих споров пришли к следующей идее: выступать под олимпийским флагом и не отправлять атлетов, имеющих отношение к вооруженным силам. В итоге итальянская команда из стран Западной Европы на Играх-1980 стала самой многочисленной.

Олимпиада стартовала 19 июля, но за три недели до старта Италии стало не до спорта. На первые полосы газет вышла страшная трагедия над Тирренским морем.

Вечером 27 июня 1980 года из аэропорта Гульермо Маркони в Болонье вылетел рейс IH870 до Палермо.

Самолет McDonnell Douglas DC-9-15, принадлежавший авиакомпании Itavia, считался надежной машиной. Пилотировали лайнер опытные летчики — 44-летний Доменико Гатти и 32-летний Энцо Фонтана.

Полуторачасовой перелет не представлялся сложным, и 77 пассажиров, включая 13 детей, не испытывали перед вылетом никакой тревоги. В ту пятницу большинство купивших билеты на рейс до Палермо отправлялись в отпуск, и настроение у всех было приподнятым.

Обломки на водной глади

Полет в обычном режиме, диспетчеры поддерживали связь с пилотами, которые не сообщали о каких-либо проблемах. Но спустя 51 минуту после вылета IH870 исчез с экранов радаров.

Первые сообщения итальянского ТВ содержали предположение о возможном угоне. Вылетевшая на поиск пара истребителей ВВС Италии ничего не обнаружила.

Но на следующее утро в море, неподалеку от острова Устика, были найдены обломки самолета. Шансов выжить не было ни у кого — погибли пассажиры, пилоты и два бортпроводника, всего 81 человек.

К сожалению, авиакатастрофы в гражданской авиации происходят периодически, несмотря на усилия конструкторов и инженеров. Но в случае с рейсом Itavia сразу был замечен один факт, указывавший на то, что дело могло быть не в технической неисправности.

«Восемьсот семидесятый» рухнул внезапно, с эшелона, на котором следовал, во время самой безопасной фазы перелета, и летчики даже не успели подать сигнал тревоги, сообщить о неисправностях. Это было косвенным свидетельством взрыва на борту.

Обломки самолёта.
Обломки самолёта. Фото: Commons.wikimedia.org/ Fabio Di Francesco

Фатальный взрыв

Следственная группа, проведя анализ собранных обломков, подтвердила это предположение. Самолет погиб из-за взрыва в задней части фюзеляжа, в районе двигателей, после которого лайнеру оторвало хвост. Спастись в этих условиях было совершенно невозможно.

Эксперты подчеркнули, что взорвался не сам двигатель — следы на корпусе указывали на взрывчатку. Остались две версии: взрывное устройство на борту или поражение ракетой класса «воздух — воздух».

Итоговый вывод следственной группы — падение из-за взрыва неустановленного происхождения.

Такой вердикт совершенно не устроил родственников погибших, ибо не отвечал на главный вопрос: кто погубил людей?

В Италии в 1970-х — начале 1980-х активно действовали террористические группировки как левого, так и правого толка. «Красные бригады» записали на свой счет даже похищение и убийство экс-премьера страны Альдо Моро. Но в данном конкретном случае ничто не указывало хоть на какой-нибудь след террористов. Ни одна организация не взяла на себя ответственность за происшедшее.

«Смотри!»

Данный район находился в зоне ответственности сил НАТО, однако случилось нечто странное. Записи сразу трех военных радаров на период ЧП были по каким-то причинам стерты, четвертый работал в учебном режиме, и даже на расположенном в этой зоне корабле ВМС США средства слежения как раз в это время перевели в режим профилактики.

Спустя три недели после катастрофы в горах южной Италии нашли разбившийся МиГ-23 ВВС Ливии. Было объявлено, что пилот погиб от гипоксии из-за технических неполадок, а самолет рухнул, истратив топливо после полета в режиме автопилота.

Итальянское правительство удивительно быстро согласилось с подобной версией, хотя не каждый день на территории государства разбиваются чужие военные самолеты.

Родственникам жертв рейса IH870 потребовалось несколько лет, чтобы добиться нового расследования. На сей раз был обнаружен кусок металла с вогнутыми вовнутрь краями, что указывало на внешнее воздействие. Кроме того, изучение речевого самописца показало, что последней фразой командира было: «Смотри!»

Сторонники версии внешней атаки посчитали, что Доменико Гатти успел увидеть ракету. Оппоненты утверждали, что он призывал напарника следить за приборами.

Вывод второго расследования — предположительное поражение самолета ракетой, выпущенной с неустановленного истребителя.

Хвостовая часть разрушенного самолёта.
Хвостовая часть разрушенного самолёта. Фото: Commons.wikimedia.org/ Giacomo Alessandroni

Под грифом «секретно»

В третьем расследовании принял участие Фрэнк Тейлор, ранее работавший по знаменитому «взрыву над Локкерби». Опытный специалист обратил внимание на то, что изначально было собрано гораздо меньше обломков, чем это было возможно. Применив специальную компьютерную программу, позволившую провести дополнительный анализ разброса частей после взрыва, Тейлор сумел найти 92 процента частей разрушенного самолета.

Однако правительство Италии засекретило материалы третьего расследования, что еще больше убедило общественность — власти скрывают нечто, что бросает тень на них. И, возможно, не только на них.

В начале 2000-х годов целый ряд высокопоставленных представителей ВВС Италии были привлечены к суду по обвинению в государственной измене, лжесвидетельстве и сокрытии улик по делу о гибели рейса IH870. Однако одни обвиняемые были оправданы, а другие освобождены в связи с истечением срока давности.

Погоня за Каддафи

Так что же могло случиться июньским вечером 1980 года над Тирренским морем?

Отношения Ливии и стран НАТО в этот период были крайне напряженными. Дело доходило до прямых стычек. По одной версии, истребители НАТО могли гнаться за бортом самого Муаммара Каддафи.

В 2008 году бывший президент и премьер-министр Италии Франческо Коссига заявил, что итальянский самолет сбили истребители ВВС Франции, охотившиеся на лидера Ливии. Французская сторона, однако, отрицала свою причастность.

Другая версия гласит, что самолеты ВВС Ливии перегоняли на ремонт и обслуживание в Югославию. Командование НАТO, решив пресечь данную практику, отправило истребители на перехват. Ливийский пилот, уходя от преследования, прошел рядом с гражданским бортом, и ракета, предназначенная ему, попала в McDonnell Douglas DC-9-15.

100 миллионов евро компенсации

В 2011 году суд Палермо принял беспрецедентное решение, обязав правительство Италии выплатить 100 миллионов евро родственникам погибших. Суд исходил из того, что власти не обеспечили безопасность самолета, уничтожили улики и скрывали правду о случившемся.

Данный вердикт был подтвержден апелляционными инстанциями и Верховным судом Италии.

Представители властей настаивали в суде, что причиной гибели самолета была бомба, заложенная в туалете. Однако кто мог заложить взрывчатку, итальянская генпрокуратура так и не объяснила.

42 года спустя точка в истории рейса IH870 не поставлена. Политики умеют прятать следы своих темных делишек.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах