Примерное время чтения: 6 минут
3330

Восстание Horizon. Как компьютерная ошибка сломала жизни сотен британцев

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

В 1984 году режиссер Джеймс Кэмерон потряс мир своим «Терминатором» — фантастической историей, в основу которого была положена идея о том, что искусственный интеллект может объявить войну человечеству.

Оправдательный вердикт

Сотни жителей Великобритании столкнулись с безжалостным «терминатором» в реальной жизни — компьютерная программа разорила их, лишила доброго имени, а некоторых — и свободы. Впрочем, в данном случае виноват не только бездушный компьютер. Высокопоставленные чиновники на протяжении многих лет отказывались вникать в происходящее и не слышали протесты несправедливо обвиненных.

Судья британского апелляционного суда Тимоти Холройд огласил вердикт, согласно которому отменены обвинительные приговоры, ранее вынесенные в отношении 39 сотрудников отделений почтовой компании Post Office. Все они были осуждены за финансовое мошенничество, которого в действительности не было. 

Судья Холройд заявил, что руководство Post Office, обвиняя сотрудников в недостаче, полагалось на надежность ИТ-системы Horizon. При этом Холройд указал, что проверка предполагаемых сбоев программы, на которые указывали обвиненные сотрудники, в достаточной мере не осуществлялась. 

Новинка с «багом»

Данная история началась в середине 1990-х годов, когда британская компания ICL разработала специализированный софт Horizon, предназначенный для электронной торговли и бухгалтерии.

В 1998 году единственным акционером ICL стала японская компания Fujitsu, которая в 2002 году превратила британского разработчика в свое структурное подразделение.

В 1999 году в Post Office опробовали Horizon в экспериментальном порядке, а с 2000 года началось внедрение системы во всех отделениях компании. 

Но Horizon, как теперь достоверно установлено, имел серьезные недостатки, в том числе программную ошибку, которая приводила к неверному подсчету финансовых средств. Программа регулярно выдавала мнимую недостачу, о чем почтовые работники докладывали руководству.

Однако в ответ они слышали: «Программа ошибаться не может». Сотрудников обвиняли в хищении средств и обращались в правоохранительные органы. В результате ни в чем не повинные люди подвергались уголовному преследованию.

«Они уничтожили всю мою жизнь»

После вынесения вердикта апелляционного суда оправданные работники почтовой службы плакали и обнимались на ступенях храма Фемиды. Для многих путь к справедливости занял долгие годы.

Джанет Скиннер была руководителем почтового отделения в Халле. В 2007 году по обвинению в хищении 59 000 фунтов мать двоих детей приговорили к 9 месяцам тюремного заключения. От Джанет ушел муж, а после выхода на свободу она не могла найти работу, так как судимость за мошенничество являлась позорным клеймом, отпугивавших работодателей. «Они уничтожили всю мою жизнь», — заявила Скиннер журналистам.

Харджиндер Бутой, в 2008 году осужденный за хищения, которых не было, на три года и четыре месяца, заявил, что хочет, чтобы виновные в случившемся понесли самое строгое наказание.

Почтовому служащему Хью Томасу потребовалось 16 лет, чтобы вернуть себе имя. «Я хочу вернуть свои деньги обратно. Люди, отвечающие за все это, уходят от бесед. Я хотел бы сесть с ними и спросить почему», — приводит его слова Би-би-си.

Система не щадила никого. Сотрудница почтового отделения в графстве Суррей Сяма Мисра была брошена в тюрьму по обвинению в мошенничестве в тот момент, когда была беременной.

А Виджай Парех, обвиненный в хищении 72 000 фунтов стерлингов, угодил в тюрьму в возрасте 62 лет. Немолодому мужчине адвокат предложил признать преступление, дабы срок не был слишком большим. В результате Парех провел за решеткой 6 месяцев. 

Последствия ошибок

Обвиненные работники почты вынуждены были отдавать все имеющиеся сбережения, продавать дома, чтобы компенсировать мнимые «хищения». У многих из-за происшедшего распались семьи.

Некоторые не смогли пережить несправедливости и позора. Как пишет Би-би-си, один из сотрудников, которого обвинили в хищении 100 000 фунтов, произвел действия, приведшие к его скоропостижной кончине. Самое поразительное, что новый служащий, сменивший покойного, также был обвинен в хищениях средств.

Из-за недостатков ИТ-системы Horizon в период с 2000 по 2014 гг. были привлечены к уголовной ответственности не менее 740 человек. Точных данных о том, сколько человек пострадало в последующие годы, пока нет. 

При этом существует немало свидетельств того, что старшие менеджеры Post Office на протяжении многих лет знали о недостатках системы. Тем не менее политика компании не менялась.

Поворотным моментом можно считать 2019 год, когда данная история дошла до Верховного суда. Выступая в качестве свидетеля, бывший инженер Fujitsu Ричард Ролл заявил: «В системе Horizon было множество ошибок кодирования. Кроме того, эти ошибки могли повлиять на данные транзакций и вызвали финансовые расхождения в системе Horizon на уровне филиалов».

«Ужасающая несправедливость»

Компания Post Office в том же 2019 году приступила к выплатам компенсаций сотрудникам, подвергшимся несправедливому преследованию. Известно, что к настоящему моменту крупные суммы получили 555 человек. Всего же на возмещение претендуют более 2400 сотрудников компании.

«Почтовое отделение чрезвычайно сожалеет о том, как исторические неудачи повлияли на жизнь этих почтмейстеров и их семей», — заявил нынешний глава Post Office Тим Паркер.

Решение апелляционного суда заставило бывшего руководителя почты Полу Веннелс объявить об отставке со всех занимаемых постов.

Веннелс, руководившая почтой в 2012-2019 годах, неоднократно в публичных выступлениях настаивала на том, что Horizon работает корректно, а все обвинения в адрес сотрудников совершенно обоснованы.

«Очевидно, что моя связь с Королевской почтой стала отвлекать от хороших дел, осуществляемых советами директоров, в которые я вхожу. Поэтому я немедленно покидаю все свои посты в советах директоров. Я намерена полностью сосредоточиться на проводимом правительством расследовании, с тем чтобы все сотрудники и общественность получили ответы, которых заслуживают», — приводит слова Веннелс РИА Новости. 

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон приветствовал решение апелляционного суда, назвав то, что произошло раньше, «ужасающей несправедливостью».

Но пока непонятно, как далеко пойдет дальнейшее расследование и ответят ли за содеянное топ-менеджеры, годами равнодушно взиравшие на то, как ломаются человеческие судьбы.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах