Примерное время чтения: 9 минут
12105

Унгерн фон Штернберг — между Христом и свастикой. Чего хотел «белый барон»?

Унгерн фон Штернберг.
Унгерн фон Штернберг. Commons.wikimedia.org

135 лет назад, 29 декабря 1885 года (по старому стилю), в австрийском городе Грац у отца-немца и матери-немки родился сын, ставший впоследствии одной из самых ярких фигур русской истории начала XX столетия. Изначально его имя было тройным  Роберт Николаус Максимилиан. Нам он известен как Роман Фёдорович, барон Унгерн фон Штернберг — герой белого движения времён Гражданской войны.

Так вышло, что в нашем восприятии титул барона железно ассоциируется со знаменитым литературным персонажем Мюнхгаузеном — отчаянным хвастуном и фантазёром. Другое дело, что реальный барон Карл Иероним Фридрих фон Мюнхгаузен, служивший русской императрице Елизавете Петровне в чине ротмистра, вовсе не был таким уж отчаянным вруном, как кажется. Тем не менее сам титул барона отбрасывает на любого его носителя странную тень  все его слова хочется проверить, причём не единожды.

В случае с бароном Унгерном фон Штернбергом это сделать просто необходимо  только тогда можно будет если не понять, то хотя бы приблизиться к пониманию его фигуры. И начать следует с его биографии, которую барон любил рассказывать направо и налево. 

«Я происхожу из древнего рода Унгерн фон Штернбергов, в нем смешались германская и венгерская  от гуннов Аттилы  кровь… Мой дед каперствовал в Индийском океане, взимая дань с английских торговых судов. За ним несколько лет охотились военные корабли, но никак не могли его поймать. Наконец деда схватили и передали русскому консулу, тот выслал его в Россию, где деда судили и приговорили к ссылке в Прибайкалье…»

Здесь крайне уместна будет процитировать слова Воланда из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Интереснее всего в этом вранье то, что оно  враньё от первого до последнего слова». 

Унгерн фон Штернберг во время Первой мировой войны.
Унгерн фон Штернберг во время Первой мировой войны. Источник: Commons.wikimedia.org

В действительности род Унгернов не столько мадьяро-германский, сколько мадьяро-славянский, поскольку его основатели, братья де Унгариа, в начале XII столетия переселились в Галицию и женились на сёстрах одного из тамошних князей. То есть род действительно древний. Но вот баронское достоинство Унгерны получили сравнительно поздно. Лишь в 1653 г. шведская королева Христина пожаловала им вожделенный титул. К слову, та самая королевская грамота упоминает ещё об одном дворянском роде, которому в том же году достался баронский титул  Врангели. Впоследствии барон Роман Унгерн будет служить в русской армии под началом барона Петра Врангеля

Ну а что касается деда-пирата, то эта выдумка целиком и полностью на совести барона. И проверить его ложь не так-то и трудно. Настоящий дед нашего героя занимал скромную должность управляющего суконной фабрикой. С пиратским ремеслом его роднило лишь местоположение этой фабрики  она располагалась на острове. Но не в Индийском океане, а на Балтике. Остров Хийумаа, что в нынешней Эстонии.

Словом, Роман Фёдорович, рассказывая о роде Унгернов, что называется, «интересничал». Пожалуй, в этом и кроется ключ к его краткому, но достаточно яркому явлению на общем фоне Гражданской войны. К его успехам и его поражениям, которые, признаемся честно, на самом деле довольно скромные. Но экзотический антураж и фантазии барона придали им необходимую остроту и масштаб.

По каким-то загадочным причинам его относят к Белому движению и называют генералом. В действительности свой путь в Гражданской войне он начал в чине войскового старшины, то есть подполковника, Нерчинского казачьего полка. И начал сразу обособленно. Известно, что он примкнул к забайкальскому казачьему атаману Григорию Семёнову исключительно в силу дружеских отношений. Сам же Семёнов тоже воевал обособленно, подчиняясь приказам Александра Колчака нехотя и лишь тогда, когда это бывало выгодно лично ему. 

В первые годы войны Унгерн, по сути, не делал ничего. Его Азиатская конная дивизия, сформированная в основном из монголов и бурят, по совести говоря, до дивизии не дотягивала. 2400 сабель  это примерно два полка. С такими силами можно разве что устраивать рейды и реквизиции. Чем Унгерн и занимался до 1920 года.

Один из биографов барона, Михаил Торновский, участвовавший впоследствии в походах дивизии Унгерна, неоднократно замечал, что при всех исключительных личных качествах Роман Фёдорович не был способен к командованию сколько-нибудь крупным соединением. Скорее всего, он был прав, поскольку дивизия барона в 1920 году отступила в Монголию под ударами даже не регулярных частей РККА, а просто красных партизан. 

Там на короткое время взошла звезда Унгерна. Ему удалось взять Ургу  столицу Монголии, освободить её и всю страну от китайских оккупантов и возвести главу тамошних буддистов Богдо-гэгэна на трон Великих Ханов Монголии. Хан, в свою очередь, наградил Унгерна титулом дархан-хошой-чин-ван, зеленым паланкином, желтыми поводьями, трехочковым павлиньим пером и чином «Восстановивший Государство Великий Батор-джанджин». Заодно буддийские ламы признали барона земным воплощением Махакалы  бога войны.

Богдо-хан.
Богдо-хан. Источник: Commons.wikimedia.org

Средневековая экзотика, пышность, таинственный буддизм, бог войны… Всё это как нельзя более удачно легло на мировосприятие барона, которое можно охарактеризовать как инфантильный романтический милитаризм. О чём, кстати, говорил некогда и непосредственный начальник Унгерна по Нерчинскому полку Пётр Врангель: «Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но и сплошь и рядом грешит в плане внешней дисциплины и воинского воспитания. Это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида...»

С этого момента барон уходит в отрыв. Прежде всего  от реальности. Он вынашивает совершенно фантастические планы по воссозданию империи Чингисхана, только на этот раз не до Восточной Европы, а до Атлантического океана. Опорой ему в этом должна была служить монгольская знать, к которой барон обращается с пламенными посланиями.

Он свято верит, что «большая дорога в тысячу ли начинается с первого шага». И делает этот первый шаг. Имея в распоряжении 3500 сабель, барон в 1921 году, уже под занавес Гражданской войны, нападает на Советскую Россию, видимо, считая, что через пару лет достигнет Испании и Португалии. Потому что иначе ведь и быть не может! Ведь известно же, что вся Россия только и ждёт монгольского «света с Востока». Как только он появится, русские сразу сбросят «иго кровавых большевиков», вольются в тумены новой Орды и двинут на Запад до «последнего моря»! 

Унгерн фон Штернберг перед казнью.
Унгерн фон Штернберг перед казнью. Источник: Commons.wikimedia.org

В реальности его не поддержало даже забайкальское казачество. Более того, после неудачного наступления и ощутимых ударов РККА от барона отказываются даже его русские офицеры: они попросту покидают дивизию и странное знамя Унгерна  обшитый монгольским орнаментом образ Спаса Нерукотворного, к которому добавлена тибетская свастика.

Ставка на монголов тоже не сработала. Попытка призвать «своих буддистов» уходить в Тибет, к тамошним ламам, провалилась с треском. Уважения к «воплощению бога войны» хватило лишь на то, что монголы барона не убили, а только связали и оставили в шатре на произвол наступающих красных частей. После суда, состоявшегося в Новосибирске, который тогда ещё носил имя Новониколаевска, Роман Унгерн фон Штернберг был расстрелян. Впрочем, кое-кто верит, что расстреляли двойника, а сам барон всё-таки ушёл в Тибет и ещё вернётся.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах