Примерное время чтения: 4 минуты
1327

Самая невезучая подлодка. Почему К-19 на флоте называли «Хиросимой»?

Памятник погибшим членам экипажа атомной подводной лодки К-19 на Кузьминском кладбище, Москва.
Памятник погибшим членам экипажа атомной подводной лодки К-19 на Кузьминском кладбище, Москва. Commons.wikimedia.org

50 лет назад, 24 февраля 1972 г., во время несения боевой службы в Северной Атлантике на АПЛ К-19 начался пожар. Вскоре пожар через систему вентиляции перекинулся к пульту управления главной энергетической установки. Гибель казалась неотвратимой.

Спасти отсек

За несколько дней до этого в отсеке произошла протечка трубопровода, масло просочилось на нижний уровень и воспламенилось. Из-за пожара лопнула воздушная магистраль высокого давления, огонь забушевал с новой силой.

По суровым законам подводного флота межотсечные люки задраили, обитатели каждого отсека должны были бороться за жизнь самостоятельно. Пока подлодка поднималась на поверхность со 120-метровой глубины, огонь уже перекинулся в девятый отсек, были загазованы и другие отсеки. Операторы покинули пульт управления, но возле него, чтобы заглушить обе энергетические установки, остались капитан-лейтенант Милованов и старший лейтенант Ярчук. Он задохнулся, и Милованов заканчивал работу в одиночку. Кормовые отсеки были так загазованы, что, пробираясь затем по ним в центральные отсеки, Милованов потерял сознание, и его вытащил матрос. Подводники погибали от ожогов и отравления угарным газом. В момент аварии в кормовом десятом отсеке остались 12 человек, которые пробыли в нём отрезанными почти три с половиной недели. Вскоре на заглушившей реактор подлодке погас свет, батареек в фонариках хватило только на сутки. Питьевой воды в отсеке не было, немного пресной нашли на дне технической цистерны. С едой дела обстояли тоже плохо, приходилось рассчитывать только на матросские заначки, которые делились между всеми на крохотные порции. Тем временем вокруг лодки разворачивалась спасательная операция. Сухогруз «Ангарлес» через два дня первым подошел к терпящей бедствие подлодке. Сухогруз и подошедший за ним крейсер «Александр Невский» из-за шторма не смогли оказать действенной помощи К-19. К месту нахождения терпящей бедствие подлодки спешили и другие. А всего в операции по её спасению участвовали почти три десятка кораблей. Вертолетчикам удалось эвакуировать с подлодки часть экипажа, часть перешла на спасательные суда и корабли. 28 человек погибли при пожаре на лодке. Одного матроса смыло волной на крейсере «Александр Невский», и один офицер получил смертельную травму во время шторма. До десятого отсека спасатели добрались через 23 дня после начала трагических событий. А чтобы мартовское солнце не ослепило выводимых подводников, им завязывали глаза.

Аварийная хроника

Летом 1959 г. США спустили на воду первый в мире стратегический ракетоносец АПЛ «Джордж Вашингтон». Вынужденный догонять, Советский Союз предъявил миру атомную подводную лодку осенью того же года. Через некоторое время первая подводная лодка проекта 658 с баллистическими ракетами, советский атомный ракетоносец К-19, после государственных испытаний вступила в строй. При спуске лодки на воду бутылка шампанского, скользнувшая по обрезиненному корпусу, не разбилась с первого раза. Это было воспринято моряками как дурная примета. 

Неудачи преследовали лодку еще во время строительства — гибли рабочие, при ходовых испытаниях забарахлил реактор. Чрезвычайные происшествия на К-19 происходили одно за другим. В 1961 г. при погрузке на лодку ракет был задавлен крышкой шахты матрос. В день 12 апреля 1961 г., когда Гагарин совершал первый в истории человечества космический полёт, К-19 в районе Баренцева моря едва удалось избежать столкновения с американской подводной лодкой «Наутилус», которая совершала разведывательное патрулирование у наших границ. А 4 июля 1961 г. в нескольких десятках миль от норвежского острова Ян-Майен на К-19 произошла беда — поломка одного из двух реакторов. Это грозило катастрофой, если не ядерным, то парогазовым взрывом с большим выбросом радиации. Большого взрыва удалось избежать, но при попытке ремонта произошел выброс пара. Восемь подводников получили смертельные дозы радиации и ожоги и скончались через несколько дней, еще больше — позднее. Остальные члены экипажа получили во много раз превышающие допустимые дозы облучения и проходили длительное лечение от лучевой болезни. В ноябре 1969 г. К-19 в Баренцевом море столкнулась с американской подлодкой «Гато». Советская подлодка, получив значительные повреждения носовой части, смогла самостоятельно вернуться на базу. Американская подлодка практически не пострадала.

Прощай, К-19!

С июня по ноябрь 1972 г. К-19 прошла ускоренный аварийный ремонт. И снова начались неприятности. При возвращении в пункт базирования после ремонта загорелись пиломатериалы, погруженные на лодку на ремонтном заводе. Огонь потушили сами подводники и матросы подошедшего на помощь буксира. В ноябре 1978 г. снова пожар — загорелся шестой отсек. С огнем быстро справились с помощью системы объемного химического пожаротушения. В 1979 г. лодка прошла средний ремонт с модернизацией, получив тактический номер КС-19. Ещё одна смерть на лодке в небоевой обстановке случилась в августе 1982 г., когда в результате короткого замыкания погиб подводник. В апреле 1990 г. лодка была выведена из боевого состава ВМФ, а в 2003-м приняли решение об ее утилизации. В 2018 г. бизнесмен Владимир Романов на собственные средства выкупил рубку К-19. В 1960-х годах он служил на ней старшим матросом. Рубка стала частью мемориала К-19, расположенного на берегу Пяловского водохранилища в Подмосковье.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах