Минкультуры вместе с министерством обороны России работает над созданием агитбригад с участием артистов из разных регионов. Об этом рассказала министр культуры Ольга Любимова в интервью на телеканале «Россия 24», передает РИА «Новости».
«Это невероятно трогательно, когда из самых разных регионов самые разные исполнители самого разного жанра, самого разного возраста, потому что порой это исполнители старшего поколения, иногда это самые молодые, еще только формирующиеся коллективы», — сказала Любимова.
Речь идет о выступлениях перед теми, кто находится на реабилитации, организации больших концертов и поездках в регионы.
Сообщения о том, что российские артисты посещают Донбасс или выступают перед ранеными в больницах, появлялись давно. Юлия Чичерина, Николай Басков, Григорий Лепс, Ольга Кормухина, Дмитрий Дюжев, Александр Маршал, Денис Майданов, Родион Газманов, Григорий Лепс, Дмитрий Певцов, Владимир Машков — они выступали и выступают, а театр имени Вахтангова взял шефство над воинской частью в Донбассе.
И это очень напоминает историю фронтовых бригад, которые артисты организовывали в годы Великой Отечественной.
С чего начинались фронтовые бригады
Самый первый случай выступления артистов перед бойцами произошел сам собой. В июне 1941 года актеры Малого театра были на гастролях у подшефных воинских частей в районе Ковеля. 21 июня они дали несколько концертов, а на следующий день началась война — но труппа решила не отменять намеченные выступления. А уже 23 июня прозвучал призыв профсоюза работников искусств ко всем артистам СССР — и после этого началась организация тех самых культурных бригад и фронтовых театров.
Каждая фронтовая культурная бригада давала своего рода сборный разножанровый концерт, который состоял из эстрадных и цирковых номеров, чтения стихов, отрывков из спектаклей, исполнения песен. В бригаду входило до 25 человек; вспомогательного персонала, как правило, не было, артисты управлялись с гримом и немудреным реквизитом и декорациями своими силами. Со временем таким бригадам выдавался транспорт — грузовик с откидывающимся бортом, который становился сценой, или автобус — про такой вспоминал Аркадий Райкин.
Актеры и певицы
Звезды того времени, разумеется, принимали самое активное участие в работе бригад. Актер и музыкант Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и попадал под бомбежки; с концертами выступали перед бойцами Любовь Орлова и Лидия Русланова. Клавдия Шульженко после начала войны вернулась с гастролей в родной Ленинград, во время блокады её оркестр был фронтовым джаз-оркестром Ленинградского военного округа.
Артисты театров не только приезжали с концертами — в действующей армии работали филиалы оперных и драматических театров с участием ведущих актеров страны. При Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ) был создан штаб, который руководил деятельностью новых трупп, в которых работали артисты театра имени Вахтангова, Малого театра, Ленинградского театра драмы и многие другие. Солисты Большого театра организовали 7 фронтовых бригад и дали перед бойцами больше тысячи концертов.
Всего же было сформировано около 4 тысяч таких бригад, в которых было занято более 40 тысяч актеров и актрис; во время войны они дали в общей сложности 1 миллион 350 тысяч концертов и представлений.
Последний концерт у Рейхстага
Завершилась история фронтовых бригад в Берлине — 12 мая у Рейхстага был организован сборный концерт, на котором пели Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский, Василий Петров и многие другие артисты.
В фильмах о войне часто есть небольшой эпизод — перед рассевшимися на полянке солдатами и офицерами с кузова грузовика выступают приехавшие артисты. В фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» сами летчики организуют собственную самодеятельность; фильм был основан на реальных событиях — «поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку.
А уже в 2007 году режиссер Виталий Мельников («Начальник Чукотки» и «Семь невест ефрейтора Збруева») на основе своих воспоминаний о военном детстве в Сибири снял фильм «Агитбригада «Бей врага!», который рассказывал об одной из концертных бригад, которые не ездили на фронт, а работали в тылу — и эта их работа была не менее важной для Победы.