Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 9 минут
4191

Первый настоящий. Как Владимир Красно Солнышко из вождя стал государем

Памятник князю Владимиру (автор проекта скульптор Салават Щербаков) на Боровицкой площади в Москве.
Памятник князю Владимиру (автор проекта скульптор Салават Щербаков) на Боровицкой площади в Москве. / Владимир Вяткин / РИА Новости

28 июля Православная церковь отмечает сразу два крупных праздника — День Крещения Руси и память святого равноапостольного князя Владимира, который скончался в этот самый день 1010 лет назад, в 1015 году.

Что вполне естественно. Когда конкретно, в какой именно день состоялось событие, во многом перевернувшее жизнь наших предков, установить пока не удалось. Когда родился князь Владимир, тоже не вполне понятно. А вот момент, когда эта грандиозная фигура ушла из жизни, не зафиксировать было нельзя. И потому День Крещения Руси логично пристегнули к важной и бесспорной дате, связанной с князем, который и привёл эту самую Русь к принятию новой — мировой религии.

Собственно, Крещение Руси — одна из немногих вешек, которые в нашем общественном сознании прочно ассоциируются с образом князя Владимира. Вторая такая же прочная ассоциация — это былины, богатыри и всё, что с этим связано. Да плюс ещё историческое прозвище — Красно Солнышко.

Условный портрет Владимира Святославича из Царского титулярника 1672 года, Государственный исторический музей.
Условный портрет Владимира Святославича из Царского титулярника 1672 года, Государственный исторический музей.

Поэтому мы считаем, что наше знание о князе более-менее полное. Так сказать, «необходимо и достаточно». В самом деле — что ещё можно добавить к таким важным и характерным моментам? Только подробности, связанные с Крещением или с «богатырской» темой — например, как князь строил отношения с дружинниками. Но всё это — дело историков, и только очень сильно интересующиеся темой люди будут зарываться в такие дебри.

Между тем, крайне редко задумываются, что именно Владимир окончательно разделил нашу историю на «до» и «после». Причём дело здесь вовсе не в Крещении. Тут затронуты материи гораздо более важные, и смена религии — скорее следствие. Или, если угодно, инструмент.

Потому что если бы не поворот князя Владимира Святославича в нужную сторону, никакой «нашей истории» могло не быть. По той простой причине, что не было никаких «нас» как народа и даже «нас» как страны. А что было? А было классическое раннее средневековое государство. То есть дружинная элита, возглавляемая родом Рюриковичей, плюс поставленные под контроль племена, дающие дань «центру». И так длилось как минимум несколько поколений. Что мы знаем о князе Игоре, деде нашего героя? Несколько раз ходил походом на Византию. Погиб во время сбора дани с не до конца покорённого племенного союза древлян. Что мы знаем об отце Владимира, Святославе? Отменный полководец, сокрушивший Хазарский каганат. Ходил походами на Болгарию и на Византию. Серьёзно подумывал о переносе столицы на Балканы. Дома не бывал годами, из-за чего чуть было его не лишился — печенеги подступили к Киеву в силе тяжкой, и князь едва успел на выручку.

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Фото: Википедия/ Дар Ветер

Кого мы видим? Воинов. И предводителей воинов. То есть вождей, которые правят, скорее, номинально, поскольку слишком уж увлечены завоеваниями и добычей. А некоторые, тот же Святослав, например, и вовсе не считают свою землю по-настоящему своей, и в любой момент готовы её променять ради красивой и богатой жизни: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли...»

Воины, вожди, полководцы. Но можно ли таких назвать государями? Если и можно, то с очень большой натяжкой. Государь — настоящий государь — нипочём не оставит свою землю ради журавля в небе, каким бы этот журавль ни показался упитанным. И уж тем более не бросит отчий дом на разорение врагам.

Владимир Красно Солнышко потому и заслужил это прозвище, что стал первым настоящим государем на Руси. Он первым привязал себя к Руси, отождествил себя с ней. Можно сказать — закрепостил. И, кстати, это была большая жертва с его стороны, поскольку воспитан Владимир был именно что в воинской среде, где дальние походы, слава и добыча — высшая степень самореализации. А какое-то там «государственное строительство» почиталось уделом слабаков.

Древнерусское государство (светлозелёным цветом) в эпоху князя Владимира Великого.
Древнерусское государство (светлозелёный цвет) в эпоху князя Владимира Великого. Источник: commons.wikimedia.org

Неизвестно, когда конкретно Владимир совершил такой крутой разворот. Но точно ещё до принятия христианства и Крещения Руси. По большому счёту, ему было всё равно, какая религия будет скреплять те образования, которые ещё вчера были племенными союзами славян, и которым предстояло стать русским народом. И нужна ли какая-то религия в принципе. Потому что начал он с попытки создать что-то своё на основе языческих верований разных племенных союзов. Но, потерпев неудачу в этом деле, князь не унывал.

Главное было в другом. В том, что Владимир Святославич осознал — земля и люди, её населяющие, это не просто земля и люди. Они уже начали складываться в некое единство — пока ещё просто в силу привычки. И бросать это дело на самотёк было бы смерти подобно. Последующее Крещение Руси только дополнило это осознание, но не стало его причиной. О чём, собственно, и говорит летописный сюжет выбора веры — князь всё главное для себя уже решил, оставалось только выбрать стиль, в котором придётся претворять это решение в жизнь.

«Великий князь Владимир выбирает веру». И. Е. Эггинк. 1822 г.
«Великий князь Владимир выбирает веру». И. Е. Эггинк. 1822 г. 

А, сделав выбор, Владимир осуществил замес грандиозных территориальных и социальных масштабов, по итогам которого рыхлый конгломерат племён-данников в течение тридцати лет стал той самой Золотой Русью — сильнейшим и крупнейшим государством Европы. И, что немаловажно, уже реально единым. Вспомним хотя бы троицу богатырей. Илья Муромец — мужичий сын из дальних пределов, из медвежьего угла. Алёша, поповский сын, он тоже издалека, из Ростова, города, который был взят под крыло ещё Рюриком. Ну и Добрыня Никитич — в былинах его иной раз называют Добрыня Рязанич — тоже с периферии, хотя и знатного воинского рода. А все вместе кто? Правильно — лицо новой, единой, Золотой Руси. И все служат князю, который первым осознал, что он — государь. И что ему свыше вверено самое главное — сохранять единство страны, народа и государства.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах