28 июля отмечается день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Это традиционно еще и воспоминание о Крещении Руси, произошедшем в 988 году в Киеве. Накануне об этом событии, об Украине и отношении в мире к современному христианству мы поговорили с главой Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Русской православной церкви Владимиром Легойдой.
Без личности нет истории
Юлия Тутина, aif.ru: — Владимир Романович, князь Владимир, выбирая религию для себя и своего народа, подошел к этому осознанно — собрал представителей всех религий соседей, выслушал их — но предпочел православие. Все же, почему так и было ли это для нас лучшим выбором?
Владимиром Легойда: — Как православный христианин, я не могу сомневаться, что это было лучшим выбором, поскольку считаю православное христианство истинной верой. Для меня лично ответ очень простой — это было лучшим выбором, потому что князь Владимир выбрал истинную веру. Безусловно, эта аргументация работает только в логике православных христиан.
Православие полностью определило формирование русской культуры в широком смысле слова во всех её областях – от политики и экономики до живописи, архитектуры, литературы и так далее. Определило не только жизнь и культуру нашей страны, но и наших соседей, потому что если бы князь Владимир выбрал в X веке что-то другое, мир был бы принципиально иным.
Если говорить в целом, то, безусловно, переход от язычества, в котором существовали тогда славянские племена на нашей территории, к богатейшей христианской православной культуре привел к колоссальным изменениям. Как справедливо отмечал в своей небольшой, но очень важной работе о православии отец Павел Флоренский, выбор христианства очень органично лег на человеческие характеристики того времени.
Православие (простите за прописную истину) полностью определило формирование русской культуры в широком смысле слова во всех ее областях — от политики и экономики до живописи, архитектуры, литературы и так далее. Определило не только жизнь и культуру нашей страны, но и наших соседей, потому что если бы князь Владимир выбрал в X веке что-то другое, мир был бы принципиально иным.
— Поговорим о личности в истории. Князь Владимир порвал с язычеством, понимая, что это идет во вред прогрессу, не дает развиваться его государству. Роль вождя, лидера для благополучия страны реально так важна?
— Вопрос о роли личности в истории — это предмет дискуссий и размышлений историков, философов на протяжении длительного времени. С моей стороны было бы самонадеянно пытаться исчерпать эту тему в коротком ответе. Но, безусловно, политическая воля лидера, его нравственные ориентиры чрезвычайно важны для будущего страны. Если посмотреть на русскую историю (да простят меня историки), есть переоцененные личности, такие как Иван IV, а есть недооцененные, как Иван III. Про последнего без всякого преувеличения можно сказать, что именно он стал основателем единого русского государства в послемонгольский период, за что и получил вполне справедливое прозвище «собиратель земли русской».
Именно при нем, в 1480 году, только лишь спустя сто лет после победы на Куликовом поле, мы окончательно освободились от ордынской зависимости, прекратив платить дать монголам. Именно при Иване III центром русского государства стала Москва, был построен нынешний Московский Кремль и главный кафедральный собор русского государства — кремлевский Успенский собор; принят нынешний герб России — двуглавый орел.То, что происходит сейчас на Украине, это соединение с одной стороны сугубо политических целей, попытка использовать религию в политической сфере, а с другой стороны, личных амбиций, которые с начала 1990-х годов переживает практически каждый поколение украинских политиков, и параллельно тех людей, которые виновны в украинском расколе.
Вторжение Фанара
— Крещение сумели провести не силой, а уговором. Тысячу с лишним лет назад получилось. Почему же сейчас в Киеве называющие себя цивилизованными проевропейскими людьми власти заставляют своих граждан выходить из исконного православия и принимать вовсе сектантскую или чуждую славянам католическую веру?
— Это принципиально разные ситуации. Действительно, Крещение Руси даже по сравнению с тем, как принимали христианство некоторые западноевропейские народы, проходило в самом мягком варианте. Не было того, что принято называть «крещение мечом и огнем». То, что происходит сейчас на Украине, это соединение, с одной стороны, сугубо политических целей, попытка использовать религию в политической сфере, а с другой стороны, личных амбиций, которые с начала 1990-х годов переживает практически каждое поколение украинских политиков, и параллельно тех людей, которые виновны в украинском расколе. Несколько лет назад к этому присоединился и Константинопольский патриархат, по причинам, о которых мы многократно говорили. Грубо нарушив все традиции, канонические установления, вторгся на каноническую территорию Русской православной церкви.
— Была недавно в Сербии, так там, оказывается, даже не священники, а обычные верующие выступают резко против насаждения, например, ЛГБТ-пропаганды, как чуждой их миру. А Украина легко приняла и даже кичится теперь однополыми отношениями. Почему похожие народы, а такое разное отношение к ситуации?
— Безусловно, эти настроения есть и на Украине, мы все-таки говорим не о позиции украинского народа, а, прежде всего, о позиции украинского политического истеблишмента и людей, которые многие годы, десятилетия находились под серьезным влиянием западного мира и западных либеральных людей.
Те санкции, которые ввела не только Эстония, но и Литва, Великобритания, Австралия, Канада, Чехия, Украина — это потеря элементарной политической целесообразности, поскольку во все сложные времена то, что называется «мягкой силой» - общественные, религиозные организации, – позволяли сохранять отношения между людьми.
Исключая любое общение
— Православная церковь вместе с Русью, русским народом переживала не раз лихие времена. Вот и сейчас сложно — рвутся и ломаются исконные связи, нашего патриарха недавно решено не пускать к его пастве в Эстонию. Что это? Глупость политиков тех стран? Или того народа? Это разобщение есть надежда преодолеть?
— Те санкции, которые ввела не только Эстония, но и Литва, Великобритания, Австралия, Канада, Чехия, Украина — это потеря элементарной политической целесообразности, поскольку во все сложные времена то, что называется «мягкой силой» — общественные, религиозные организации, — позволяли сохранять отношения между людьми. Даже в ситуации самых сложных конфликтов очень важно сохранять эти отношения, потому что конфликты закончатся, и есть надежда, что люди будут возвращаться к нормальному взаимодействию.
В этой ситуации Церковь, религиозные организации всегда являются проводником таких отношений. Это, мягко говоря, недальновидность, даже, скорее всего, некая идеологическая ангажированность, которая пытается исключить любые варианты общения.