Придя к власти в Германии в 1933 году, нацисты сделали ставку на создание мощных армии и флота, причем сделать это было решено в обход наложенных на страну по итогам Первой мировой войны ограничений.
Амбиции на море
Западные страны на происходящее смотрели сквозь пальцы, идя на уступки Гитлеру, полагая, что его захватнические интересы будут обращены исключительно на Восток.
Третий рейх, однако, намеревался серьезно потеснить «владычицу морей», Великобританию. В 1936 году было начато строительство двух линкоров, которые размерами и мощью превышали все то, что до этого строилось на вервях Германии. Они получили название «Бисмарк» и «Тирпиц» — первый в честь канцлера Германской империи, а второй — в честь основателя германских ВМС Альфреда фон Тирпица.
Мощнейшие «плавучие крепости», оснащенные 380-мм орудиями, должны были обеспечить господство Рейха в Атлантике.
Строительство «Бисмарка» и «Тирпица» было завершено в 1939 году, но в войну они вступили двумя годами позже.
Провал «Рейнских учений»
В мае 1941 года «Бисмарк» вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышел с базы для участия в операции «Рейнские учения». Предполагалось, что немецкие корабли ударят по британским коммуникациям, действуя в духе германских рейдеров Первой мировой войны.
Однако командование ВМС Великобритании желало сразу покончить с опасным противником. В бою в Датском проливе немцам удалось уничтожить британский линейный крейсер «Худ», однако и «Бисмарк» получил повреждения.
Уже 27 мая линкор был настигнут в Атлантике, в 560 км к западу от французского Бреста, и потоплен. Более 2,1 тыс. немецких моряков погибли, 111 попали в плен.
Это поражение показало, что ставка Третьего рейха на корабли-гиганты в сложившихся условиях себя не оправдывает. Остававшийся «Тирпиц» решено было использовать с минимальным риском.
В январе 1942 года линкор был отправлен в Северную Норвегию, где его задачей было предотвращение возможности проведения британцами десантных операций, а также охота на арктические конвои, идущие в СССР.
«Тирпиц» обладал мощнейшей по тем временам корабельной системой ПВО, и подобраться к нему бомбардировщикам было сложно. С другой стороны, спрятать такую махину в норвежских фьордах было непросто.
Присутствие «Тирпица» создавало огромные сложности союзникам. Пожалуй, самой успешной операцией немцев, связанной с линкором, был разгром каравана PQ-17. Тогда из 35 транспортных судов до Архангельска дошли только 11, а 22 были уничтожены.
Но сам немецкий линкор в этом участия не принимал — новость о выходе «Тирпица» из порта заставила британское командование распустить караван, лишив транспорт защиты. В итоге другие военные корабли и авиация немцев устроили почти безнаказанную охоту на шедшие в СССР суда.
Удачный поиск капитана Елькина
Впрочем, сам «Тирпиц» тоже был объектом охоты. 5 июля 1942 года линкор атаковала советская подлодка К-21 под командованием капитана второго ранга Николая Лунина. Торпеды цели не достигли, но здорово напугали немцев, которые предпочли за лучшее вернуть линкор на базу.
Немцы старательно прятали линкор, а авиаразведка союзников, идя на максимальный риск, вела его розыск. 12 сентября 1943 года командир 3-й эскадрильи 118-го разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота капитан Леонид Елькин нашел «Тирпиц» в Альтен-Фьорде. Советский разведчик прошел над линкором на 50-метровой высоте, сделав качественные фотографии стоянки.
Снимки передали британцам, которые подготовили атаку с помощью трех мини-субмарин. Одна из них была уничтожена, две другие — повреждены, их команды взяли в плен. Однако до этого британцы успели подорвать четыре двухтонных мины.
«Тирпиц» получил повреждения артиллерийской башни, потерял часть приборов, включая дальномеры и системы управления огнем, из-за чего вынужден был встать на полугодичный ремонт.
Раскалённое небо. Самые смертоносные истребители Второй мировой войны
Когда в апреле 1944 года линкор вышел на ходовые испытания после ремонта, его атаковали две волны британских торпедоносцев «Фэйри Барракуда», в каждую из которых входило по 20 самолетов.
Британцы потеряли четыре самолета и девять летчиков, а немцы — 122 моряка убитыми и 316 ранеными. Но фатальных повреждений «Тирпицу» нанесено не было, ему потребовался незначительный ремонт.
Летом и осенью 1944 года операции против «Тирпица» проводились регулярно. Так, 15 сентября с советского аэродрома Ягодник под Архангельском взлетели тяжелые британские бомбардировщики «Авро Ланкастер», загруженные 5,5-тонными бомбами «Толлбой», предназначенными для уничтожения особо укрепленных целей.
ПВО немцев работала хорошо, но одна из тяжелых бомб повредила «Тирпицу» нос, лишив его маневренности. Новый длительный ремонт для гитлеровцев стал непозволительной роскошью, поэтому решено было превратить линкор в «тяжелую плавучую батарею».
К «Тирпицу», размещенному близ норвежского Тромсе, британские «охотники» вылетали вновь и вновь, но линкору помогала облачная погода.
«Катехизис» закончил дело
Однако вечно это везение продолжаться не могло. 12 ноября 1944 года британское командование провело операцию под кодовым названием «Катехизис». На цель вновь отправили носителей убийственных «Толлбоев», три из которых попали в цель. Одна из бомб срикошетила и не причинила вреда «Тирпицу», зато две других разорвали броню линкора, проделав в ней 60-метровую дыру. Довершила дело детонация боеприпасов в артиллерийской башне.
Спустя 10 минут «Тирпиц» затонул, утянув за собой около 950 гитлеровцев.
Уничтожение линкора поставило и практический, и символический крест на морских амбициях Третьего рейха. Да и самому логову нацизма оставалось уже недолго...
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.