Выбор королевы
Ей был 21 год, она выходила замуж по любви и была облачена в шикарное, украшенное жемчугом и бриллиантами белоснежное платье с огромным шлейфом, который поддерживали 12 дочерей лордов. Королева отказалась от золотой парчи и меха горностая, и с той поры невесты Европы, а за ними и все остальные стали наряжаться в белое.
Традиции белого свадебного платья посвятило свою выставку Главное управление ЗАГС Московской области «История свадебного платья». Она прошла в просторном солнечном холле областного Дворца бракосочетания 30-31 октября.
«Очень символично, что мы проводим выставку в первом подмосковном дворце для брачующихся, - говорит Елена Филатова, начальник Главного управления ЗАГС МО. - Дворец здесь, в «Барвиха Luxury Village», открылся совсем недавно - весной, и сейчас у него период становления. Появляются первые традиции, первые странички истории».
Самый старинный и уникальный крестьянский свадебный наряд из представленных на выставке относится к 1873 году. Но он удивительно живой и не раз использовался: фольклорный коллектив «Русская песня» под руководством Сергея Морозова возил его на гастроли за границу.
Кстати, на Руси невесты часто наряжались в красно-белые наряды - соединение невинности, красоты и женской плодовитости. Это были даже не платья, а вышитые рубахи и яркие сарафаны с цветами, ягодами, зверями и птицами. Причём в день, когда заключался брак, невеста меняла наряды по несколько раз - к венчанию, к застолью. Да и на девичнике одежда была другой.
Посетители выставки смогли увидеть старинные подвенечные наряды Рязанской и Смоленской областей, Русского Севера и Кубани.
От рококо до авангарда
В XX веке мода на свадебные платья менялась стремительно. Если в самом начале столетия это были всё ещё длинные платья с кружевами и в состав костюма входили даже лёгкие пальто, как комплект 1906 г. из Ликино-Дулёвского краеведческого музея, то в 1917-м революция настигла и свадебную моду тоже. Простенькое хлопковое платьице по колено с матросским воротничком - и не более.
В «оттаявшие» 60-е платьица стали выше колена - они были маленькие, в них себя невесты чув¬ствовали более чем свободно. 70-е - тонкое кружево, свободный крой, женственность и чувственность. Никто не спутает ни с каким иным временем пышные кринолины 90-х - это были прин¬цессы и королевы в шляпках и с крупными аксессуарами.
«А вот XXI век - это абсолютно гибкий стиль, - рассказывает Дарья Иванцова, заместитель начальника архивно-информационного отдела Главного управления ЗАГС МО. - Направления самые разные - от рококо до авангарда, в цветовой гамме - снежно-белый, беж, лимонный, цвет слоновой кости. Нынешний наряд - чистая фантазия невесты. От стилизованного костюма XIX века до стиля хиппи и даже героини мультфильма».
Сотрудники управления готовили выставку вместе с подмосковными музеями и даже театрами. Сценические версии костюмов оказались отличными иллюстрациями той или иной исторической эпохи. Посетители также смогли увидеть, какие наряды надевали на свадьбу ведущая солистка Большого театра Мария Виноградова и художественный руководитель Московского областного театра юного зрителя Нонна Гришаева.