В крупных городах европейской части России встречается всё больше женщин в традиционной восточной одежде – хиджабе.
«Мода на мусульманскую одежду захлестнула Татарстан в последние 15 лет, сейчас около трети мусульманок носят хиджаб, во всех семьях девочек готовят к такому стилю одежды», – рассказывает дизайнер Лейсан Хазиева. Она шьёт наряды, основываясь на канонах шариата, но вместе с тем – учитывает тенденции современной моды. Каждый день женщина приходит в свою творческую студию: здесь она встречается с клиентами, придумывает наряды. В месяц дизайнер шьёт около пяти нарядов.
В семилетнем возрасте Лейсан взяла в руки иголку и с тех пор с ней не расставалась. «Каким будет платье, зависит, конечно же, от того, куда девушка собирается идти. Существует специальная одежда для встречи гостей, чтения намаза, выхода в свет. Я шью, в основном, наряды для никаха – мусульманской свадьбы», – объясняет мне женщина, вырезая тонкую ткань по готовым лекалам.
Платок круче любой причёски
По законам ислама, верующая женщина должна закрывать все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. Одежда должна прятать в том числе шею, предплечья, уши и вдетые в них серьги. Если на Западе женщины носят паранджу, то в России – надевают длинные наряды и прикрывают голову платком, шарфом, либо палантином. «Я надела платок три года назад, – продолжает рассказывать мне Лейсан. – Сначала это было для эпатажа и красоты, хотя сейчас я начала приходить к Исламу. Для меня платок – круче любой причёски. Волосы всегда будут такими же, а палантинов у меня 46 – и каждый раз я могу завязывать их по-разному». По словам Лейсан, головной убор всегда подбирается к платью и не должен просвечивать. Существует несколько сотен видов завязывания платков, но дизайнер изобрела свою конструкцию с пуговками и петельками, чтобы он не развязывался.
Она признаётся, что любовь к моде началась с первых кукольных платьев. Уже в школе Лейсан шила наряды для себя, своих подруг и родных. Ещё до поступления в Техникум лёгкой промышленности научилась вышивать, вязать. «В 2009 году я отвела маленькую дочку на мастер-класс по вышиванию. Ей, конечно, не понравилось, так как она больше похожа на отца-гуманитария, всё время читает. А вот я загорелась этим искусством и создала свою первую детскую коллекцию», – рассказывает Лейсан.
В моде шифон, шёлк нежных тонов и яблоневые цветы
Каждый день Лейсан обходит магазины тканей в поисках подходящих материалов: зимой предпочитает использовать шерсть и вискозу, чтобы было и тепло, и уютно, а летом – шифон, атлас, шёлк, лён и хлопок. Итоговая стоимость сшитых ею нарядов колеблется от 8 до 12 тыс. рублей.
Дизайнер говорит, что наряды молодых девушек и степенных ханум («госпожа» с татарского – прим. автора) отличаются. Молодёжь предпочитает носить удобные, лёгкие туники с брюками, приталенные наряды, спортивную одежду, максимально подстраиваясь под современную моду. Женщины средних лет надевают длинные широкие юбки и платья. В день свадьбы мусульманки любят украшать себя разнообразными цветами из ткани. Чаще всего это яблоневые цветы нежно розовых и белых тонов.
«Женщина всегда должна быть ухожена и элегантна. Конечно, сегодняшние мусульманки немного отступают от традиций, иногда заказывают полуприлегающую одежду. Повседневная одежда девушек почти ничем не отличается от «обычной»: носят даже висячие брюки с „мотнёй“», – говорит дизайнер. Лейсан рассказывает, что в костюме также не допустимы слишком яркие, вызывающие цвета, поэтому большинство её клиенток предпочитают светлые нежные тона: белый, голубой, фиолетовый. Сейчас мастер трудится сразу над двумя коллекциями – «Шахерезада» в стиле де люкс и повседневной одежды в стиле casual.
Аллах скрывает женщину от злых глаз
Продавщица торгового центра на одной из центральных улиц Казани, русская 29-летняя девушка пришла к исламу четыре года назад и изменила имя на восточное – Хадижа. «Одежда, учитывающая нормы шариата, – это только маленькая часть ислама. Важно душой и телом верить в Аллаха, молиться пять раз в день, поститься, не грешить», – рассказывает она, провожая по торговым рядам.
К «закрытому» стилю одежды она относится спокойно и не считает это самым важным в вере. «Женщине необходимо надевать хиджаб после достижения половой зрелости, – говорит Хадижа. – Ношение платка обязательно, но тем не менее не относится к пяти столпам религиозной практики и шести столпам веры. Таким образом, мусульманка без платка остаётся мусульманкой, но её обязательная религиозная практика неполноценна».
По словам Хадижы, товар в магазины Казани поступает из Саудовской Аравии, Египта и Турции. Стоимость повседневной одежды колеблется от 1000 до 3500 рублей, а праздничной – до 7000 рублей. По торговым рядам развешаны платки, палантины, шарфы, есть также вариации – так называемые амирки, восьмёрки, султанки, подшарфики.
Восточная женщина может появляться без платка только перед махрамами (кровные или молочные родственники, за которых женщина не имеет права выходить замуж). «Также мусульманкам запрещается ходить на каблуках, – строго говорит Хадижа. – Чтобы не привлекать внимания мужчин». Хадижа признаётся, что когда надевает платок, чувствует себя защищённой. «Хиджаб – это не попытка скрыть внешность, как думают многие. Таким способом Аллах скрывает женщину от злых глаз, препятствует супружеской неверности, потому что женщина предстаёт во всей красе только перед своим избранником. Акцентируется не внешняя, а внутренняя красота». Мигранткам, которые едут работать в Россию, разрешено фотографироваться на документы в хиджабах. Допускается фотографирование в головных уборах, не скрывающих овал лица людей, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними без головного убора. Не допускается фотографирование в верхней одежде, шарфах, закрывающих часть подбородка.
Никаких духов, туши и лака для ногтей
Девушка с восточной внешностью предлагает нам купить аромамасла с ароматом «Kenzo» и объясняет, что «мусульманам нельзя пользоваться духами, так как в их составе есть спирт».
Здесь же продают сурьму и хну, которую рекомендуют вместо обычной косметики. Оказывается, пользоваться тушью для ресниц и лаком для ногтей нельзя, потому что «они не пропускают под себя воду, когда мусульманки пять раз в день совершают омовение (тахарат) перед молитвой». Продавщицы признают, что мусульманки на сегодняшний день, как изгои: их не принимают большинство работодателей, во многих регионах России относятся пренебрежительно и боятся. «Я мечтаю о том, чтобы нам дали свободу одеваться так, как мы хотим, и работать там, где желаем. Ислам учит добру и милосердию, не стоит относиться к нему пренебрежительно, основываясь на действиях преступников, прикрывающихся верой».
Наряды для царицы
В апреле 2012 на Всероссийском конкурсе дизайнеров мусульманской и национальной одежды наряды из роскошной коллекции Лейсан Хазиевой «Сююмбике» (посвящённой правительнице Казанского ханства в XVI веке), украшенные национальной вышивкой ручной работы, получили Гран-при в номинации «Профессионал». Дизайнер трудилась над своими пятью нарядами несколько месяцев. «Я совместила здесь мусульманские традиции с деталями национальной одежды татар, так как наш этнический костюм очень близок к одежде, отвечающей нормам шариата», – говорит Лейсан. Платья со стоячим воротником и вырезом на груди, с многочисленными воланами сшиты из однотонного шёлка.
«Одежда должна быть не прозрачной и не просвечивающей, чтобы скрыть цвет кожи», – поясняет дизайнер. Поверх одного из самых красивых платьев – коричневого – надевается камзол, жилет либо кафтан, а на голову – шапочка из меха норки. Другой костюм – светло-зелёный – выглядит празднично: его дополняет нагрудное украшение на матерчатой основе «изю», обрамляющее и закрывающее грудной разрез. Это закруглённый нагрудник из полосок ткани, вышитый бисером и стразами Swarovski. Платья с такой вышивкой становятся очень тяжёлыми, до 3–4 кг.