60 лет назад, 13 августа 1961 года, началось строительство Берлинской стены. Накануне к границе между Западным и Восточным Берлином были подтянуты войска ГДР, которые в течение нескольких часов блокировали все участки границы, находящиеся в черте города. Так началось возведение Берлинской стены, ставшей одним из мрачных символов ХХ века.
Граница между западной и восточной частями города до строительства стены была относительно открытой — она проходила по улицам, домам и водным путям. Официально действовали десятки уличных пропускных пунктов, переходы в метро и на железной дороге. Помимо этого, существовало множество нелегальных путей. Ежедневно эту границу пересекали до полумиллиона человек. Жители города посещали родственников, многие восточные немцы работали в Западном Берлине.
Решение о строительстве ограждения, разделяющего Берлин на восточную и западную части, было принято Народной палатой ГДР 11 августа 1961 года. Сначала западную зону города обнесли колючей проволокой, после чего стали возводить саму стену. Её строили и перестраивали вплоть до 1975 года. Стена состояла из бетонных блоков высотой до 3,6 метров, были возведены и сторожевые башни. Протяжённость стены составляла примерно 160 км. Со стороны Восточного Берлина вдоль стены шла запретная зона, перед ней — металлическая сетка с колючей проволокой, а затем — противотанковые ежи и полоса с шипами.
Канализация за решёткой
После возведения стены около 5 тысяч человек убежали из Восточного Берлина в Западный и ФРГ. При этом, по разным данным, погибло от 125 до 192 человек, в том числе 8 пограничников ГДР.
Один из первых побегов через недостроенную Берлинскую стену совершил восточногерманский военнослужащий Ханс Конрад Шуман. Момент его прыжка попал на фотографию, которая впоследствии стала одним из символов холодной войны. Опасаясь мести со стороны спецслужб ГДР, Шуман не поддерживал контактов с оставшимися там родственниками. Оставшуюся жизнь страдал от депрессии и повесился в 1998 году.
При побегах на Запад восточные немцы, когда стена ещё только укреплялась, использовали всевозможную технику. В конце декабря 1961 года молодой машинист поезда Гарри Детерлинг, разогнав состав с вагонами, протаранил стену и благополучно вместе с пассажирами прибыл в Западный Берлин, правда, часть пассажиров решила вернуться домой.
В 1963 году военнослужащий армии ГДР Вольфганг Энгельс пытался на угнанном броневике протаранить стену. В него стреляли, дважды ранили. Перебежчик рассказывал, что пришёл в себя только за стойкой западноберлинского бара.
Чтобы предотвратить побеги еще одним экзотическим и весьма рискованным способом, в трубы берлинской канализации на границе двух секторов были встроены мощные стальные решётки.
Жителей многих прилегающих к границе домов выселили, в некоторых выходящих на Западный Берлин домах окна заложили кирпичом.
Один из знаменитых побегов через туннель, который фиксировала американская телекомпания NBC и о котором впоследствии был снят фильм «Туннель», случился в сентябре 1962 года, тогда из Восточного Берлина сбежали 29 человек. Для этого они много месяцев на глубине 12 метров рыли подкоп под стену длиной около 150 метров.
Несколькими месяцами раньше по «туннелю стариков» из столицы ГДР бежала группа пенсионеров, самому старшему из которых перевалило за 80. Они смогли прорыть туннель длиной почти 40 метров из курятника одного из них.
В 1973 году чемпион ГДР по планеризму Удо Эльке перелетел через границу на планере прямо во время первенства страны.
Стена разлетелась
До возведения стены из ГДР и Западный Берлин и ФРГ бежали более трёх миллионов человек, в основном — наиболее трудоспособные и образованные люди.
По данным правительства ГДР, при попытке пересечь Берлинскую стену за всё время её существования погибло 125 человек. Некоторые исследователи называют несколько большую цифру. Первой жертвой был 24-летний Гюнтер Литфин, последней — Винфред Фройденберг, погибший в марте 1989 года при попытке перелететь из Восточного в Западный Берлин на самодельном воздушном шаре.
Более 600 призванных охранять границу восточногерманских пограничников перебежали в Западный Берлин.
Танковое противостояние у КПП «Чарли» в октябре 1961 года, когда советские и американские танки с полными боевыми комплектами и включённых моторами почти сутки простояли в считанных метрах друг от друга, едва не привело к Третьей мировой войне. Поводом к конфликту послужило сооружение Берлинской стены и желание американцев её разрушить.
9 ноября 1989 года под влиянием массовых выступлений правительство ГДР разрешило своим гражданам свободное посещение Западного Берлина и ФРГ. Падение стены носило скорее символический характер. К тому времени «железный занавес» уже подняли власти Венгрии, открыв границу с Австрией. Известно, кстати, что премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер не хотела разрушения Берлинской стены и объединения Германии, а министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе, напротив, предлагал её разрушить, не дожидаясь, пока это сделают сами восточные немцы.
Официальный снос стены начался летом 1990 года. Ещё два года потребовалось, чтобы убрать все пограничные укрепления вокруг Берлина, и ещё четыре — вдоль бывшей границы, разделяющей ГДР и ФРГ. Части Берлинской стены разлетелись по всему миру. Её фрагменты есть в Америке, в Ватикане, во многих других странах, в частных коллекциях.