Примерное время чтения: 7 минут
940

«Морское братство». Как британский «Скорпион» русских моряков спас

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Глубоководный спасательный аппарат «АС-28».
Глубоководный спасательный аппарат «АС-28». / Георгий Зимарев / РИА Новости

Современная политическая обстановка в мире, мягко говоря, оставляет желать лучшего. О сотрудничестве великих держав для решения главных проблем человечества остается только мечтать.

Штатное погружение

Вспоминать о временах антигитлеровской коалиции сегодня даже как-то неловко, тем более что, как оказалось, 75 лет спустя у России и стран Запада прямо противоположные взгляды на события Второй мировой войны.

Но еще полтора десятилетия назад, несмотря на все сложности и шероховатости, РФ, Великобритания и США могли найти общий язык в ситуациях, когда речь шла о спасении человеческих жизней.

4 августа 2005 года в бухте Березовой российский глубоководный аппарат АС-28, принадлежащий ВМФ России, совершал плановое погружение. На его борту находились семь человек: командир капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский, навигатор Анатолий Попов, члены экипажа Сергей Белозёров, Александр Уибин, Александр Иванов и Валерий Лепетюха, а также представитель нижегородского завода «Красное Сормово», построившего аппарат, Геннадий Болонин.

Это было уже второе погружение в рамках проведения работ с гидроакустическим оборудованием, расположенным на дне бухты.

Четыре «Приза»

Спасательные глубоководные аппараты проекта 1855 «Приз» были разработаны и построены в Горьком, в конструкторском бюро «Лазурит» завода «Красное Сормово». В отличие от гражданских батискафов главной задачей мини-субмарин типа «Приз» было спасение экипажей с аварийных подлодок. «Призы» имеют стыковочные узлы, которые соединяются с аварийными люками субмарин, позволяя эвакуировать моряков.

Первый корабль данной серии вступил в строй 12 августа 1986 года. Всего же было построено четыре «Приза», они получили номера АС-26, АС-28, АС-30 и АС-34.

До места ведения работ «Призы» транспортируются судами-носителями. У каждого из четырех флотов был свой глубоководный аппарат.

АС-34 был закреплен за Северным флотом. В августе 2000 года он пытался состыковаться с аварийной подлодкой «Курск» для спасения моряков, однако потерпел неудачу. По одной из версий, причиной стало повреждение комингс-площадки.

Трагедия «Курска» показала, что спасательные службы ВМС вообще находятся в бедственном положении. Тем не менее экипажи «Призов» продолжали по мере сил и возможностей выполнять те задачи, которые перед ними ставили.

Роботизированный спасательный комплекс «Супер Скорпион».
Роботизированный спасательный аппарат «Скорпион». Фото: Commons.wikimedia.org

Ловушка на глубине 200 метров

Так же работал в августе 2005 года и экипаж АС-28. Но спустя час после начала погружения 4 августа на поверхность поступило сообщение о нештатной ситуации.

На глубине около 200 метров «Приз» запутался винтом в браконьерских сетях. Все попытки освободиться ни к чему не привели. Как потом оказалось, дело было не только в сетях. АС-28 запутался в тросах береговой инфраструктуры флота. Система, которую удерживали на дне 60-тонные якоря, не отпускала маленькую подлодку.

Первоначально к операции по вызволению «Приза» были подключены спасательные суда, которые пытались вытащить АС-28 при помощи траления. Но продвинуть подлодку в сторону мелководья смогли лишь незначительно, и жизнь экипажа оставалась под угрозой.

6 августа президент России Владимир Путин приказал министру обороны Сергею Иванову вылететь в Петропавловск-Камчатский для контроля за операцией.

Обстановка становилась все более напряженной. Казалось, повторяется катастрофа «Курска». Запасы кислорода у экипажа были ограничены, и нужны были решительные шаги.

Погрузка «Скорпиона» на самолет для доставки в Россию.
Погрузка «Скорпиона» на самолет для доставки в Россию. Фото: Commons.wikimedia.org

Железная рука «Скорпиона»

Решено было запросить иностранную помощь. Откликнулись представители сразу нескольких стран: Великобритании, Японии и США. Японцы отправили четыре корабля Сил самообороны со специальным снаряжением, американцы и британцы при помощи авиации перебросили на Камчатку беспилотные подводные аппараты вместе с обслуживающими их командами.

Главную роль в этой истории сыграл принадлежащий Великобритании аппарат «Скорпион-45». Когда тяжелый «Скорпион» стали выгружать на камчатском аэродроме, возникла проблема: у англичан с собой не было подъемного и транспортного оборудования для доставки робота к морю. У россиян тоже не оказалось подходящей техники. Выручили американцы: при их помощи «Скорпион-45» был доставлен и загружен на судно «КИЛ-27».

«Клешни» «Скорпиона» позволяли ему разрезать толстые стальные тросы. За несколько погружений «Скорпион» сумел перерезать металлические «путы», державшие «Приз» на глубине. Когда 7 августа АС-28 появился на поверхности, а из люка показались члены экипажа, глава Минобороны России Сергей Иванов победно вскинул руки, не скрывая радости. Не только у военных, но и у простых россиян упал камень с души: худшего не произошло!

«Верили, что нас спасут»

Командир батискафа Вячеслав Милашевский сказал: «Мы до последнего верили, что нас спасут».

Правда, потом выяснится, что проведшие на глубине 76 часов люди успели написать прощальные записки для родных на всякий случай.

«Я очень благодарен экипажу „Приза“ за мужество, стойкость и волю. Я очень благодарен нашим морякам-тихоокеанцам. Здорово проявили себя все, в том числе и английские моряки, которые работали очень профессионально, оперативно и грамотно. И вот в результате такого морского братства, морского содружества, мы не на словах, а на деле увидели, что значит это морское братство», — заявил после окончания операции министр обороны Сергей Иванов.

Глава оборонного ведомства Великобритании Джон Рид заметил: «Иногда случается, что потенциальные трагедии разрешаются подобным счастливым образом... Мы радуемся вместе с вами счастливому исходу». Иностранные участники спасательной операции были отмечены российскими наградами. Сама история спасения «Приза» показала, что вместе куда легче справиться даже с самой страшной бедой.

Для российского военного руководства история с АС-28 стала последним предупреждением: нужна серьезная модернизация спасательных средств.

Глубокая модернизация

В том же году АС-28 отправили на «Красное Сормово» для переоснащения. Аппарат снабдили телекамерами, манипуляторами, способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки. В 2008 году старый новый «Приз» вернулся на службу.

Вслед за этим прошли обновление и остальные три российских военных спасательных батискафа. Сегодня они выполняют задачи, для которых строились изначально: проводят операции по спасению моряков российских подлодок. К счастью, пока это только учения, хоть и в максимально приближенных к боевым условиях.

Можно сказать, что в ВМФ России сделали правильные выводы из прежних ошибок. Сегодня состояние флота и его готовность к чрезвычайным ситуациям на порядок лучше, чем это было 15 лет тому назад. Жаль, что об отношениях между странами нельзя сказать того же.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах