Примерное время чтения: 5 минут
2568

«Комплекс проектных ошибок». 20 лет назад разрушился «Трансвааль-парк»

Александр Поляков / РИА Новости

В начале XXI века аквапарки только входили в жизнь россиян, а их крытые разновидности, функционировавшие в зимнее время года, и вовсе казались настоящим чудом.

Черный День всех влюбленных

«Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...» — строки из русской песни, появившейся на фоне англо-бурской войны на рубеже XIX и XX веков, спустя 100 лет получили новое мрачное звучание.

14 февраля 2004 года в 19:15 по московскому времени в развлекательном центре «Трансвааль-парк», расположенном на улице Голубинской в районе станции метро «Ясенево», произошло обрушение конструкций.

В тот момент в комплексе находилось около 1,3 тыс. посетителей, из которых 426 — в зоне бассейнов и водных аттракционов. Именно этот участок оказался накрыт обломками. В зоне поражения, по данным МЧС, оказались 362 человека.

Ситуацию осложняло то, что раненые и шокированные люди после ЧП фактически оказались на улице, где стоял 20-градусный мороз. Спасателям требовалось действовать оперативно в максимально неблагоприятных условиях.

Чудо-проект и «архитектурное событие года»

Строительство «Трансвааль-парка» началось в 2000 году. Многоуровневое пятиэтажное здание спроектировала архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры», к работе привлекли знаменитого российского архитектора Нодара Канчели, ранее работавшего в том числе над проектом Останкинского телецентра и куполом храма Христа Спасителя.

Объект был завершен в рекордные сроки, и уже в июне 2002 года введен в эксплуатацию. «Трансвааль-парк» специалисты признали «архитектурным событием года».

На момент введения в эксплуатацию «Трансвааль-парк» позиционировался как крупнейший объект подобного рода в Европе.

В нем было много посетителей, особенно в осенне-зимний период — летняя сказка пользовалась успехом у москвичей и гостей столицы.

«Ошибки при строительстве и неправильно выстроенная система эксплуатации здания»

Спасательные службы в день катастрофы сработали оперативно, хотя, как уже было сказано, условия были максимально неблагоприятными. Тех, кто выбрался сам и кого вытащили спасатели, увозили в больницы прямо в купальниках и плавках.

В ходе спасательной операции из-под завалов были извлечены живыми более 100 человек. 28 человек, включая 8 детей, погибли. Число раненых превысило 180 человек, 12 из них получили тяжелые увечья.

Выжившие вспоминали случившееся как кошмар наяву — сначала громкий звук, который многие сравнивали со взрывом, а потом падение сверху огромных обломков.

Среди версий, которые выдвигались сразу после ЧП, был и теракт. Однако взрывотехники ФСБ, работавшие на месте происшествия, ее опровергли — никаких следов взрывчатых веществ обнаружено не было.

Возглавлявший в 2004 году МЧС Сергей Шойгу заявил: «На мой взгляд, тут были две вещи: ошибки при строительстве и неправильно выстроенная система эксплуатации здания».

Фото: РИА Новости/ Александр Поляков

Вина и амнистия

По факту обрушения крыши и гибели людей в «Трансвааль-парке» прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по части второй статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»).

Расследование трагедии заняло более полутора лет. За это время было проведено более 240 экспертиз, включая комплексную строительно-техническую, к которой привлекли более 160 специалистов.

Итоговое заключение — причиной катастрофы стал комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчетами при разработке проекта, в результате которых построенное сооружение не отвечало нормативным требованиям по безопасности и надежности.

Обвинения были предъявлены архитектору Нодару Канчели и начальнику Мосгорэкспертизы Анатолию Воронину.

В августе 2006 года уголовное дело в отношении Воронина прекратили за отсутствием состава преступления.

Архитектор Нодар Канчели, отрицавший свою вину в произошедшем, в 2006 году попал под амнистию в честь 100-летия Государственной Думы России.

Фото: РИА Новости/ Дмитрий Коробейников

В память о погибших 14 февраля 2004 года был установлен памятный знак и построена часовня.

Спустя годы рядом с местом, где когда-то стоял «Трансвааль-парк», был построен новый комплекс с водными развлечениями. Жизнь продолжается. Хочется верить, что все необходимые уроки из трагедии 20-летней давности извлечены.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах